Новая схема подстегнет отечественное производство и удешевит продукцию, считают эксперты
Ведомости от 21.05.21
Согласно новому постановлению правительства, которое вступит в силу с июня 2021 г., каждая категория компонентов судна и производимых операций будет оценена в определенное количество баллов пропорционально стоимости и сложности оборудования. По сумме баллов можно будет судить, может ли готовый продукт быть признан российским.
Сейчас локализация в судостроении считается исходя из массовой доли комплектующих российского производства. При этом вводимая балльная система оценки локализации не отменяет необходимость для верфи иметь права на техническую документацию судна, а также обязательство заложить его в России, сформировать корпус, спустить на воду, провести швартовые и ходовые испытания и сдать судно.
Перечень операций и оборудования, необходимый для признания продукции произведенной в России, определен постановлением правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».
В правительстве подчеркивают, что новая редакция схемы поможет сформировать гибкую систему оценки уровня локализации, простимулирует процессы импортозамещения и развитие отрасли. «Высокий уровень локализации открывает судостроителям доступ к инструментам господдержки, в том числе к целевым субсидиям», – говорится в сообщении пресс-службы правительства. Таким образом, корабелы смогут претендовать на субсидии по строительству крупнотоннажных судов и рыбопромыслового флота. На субсидии для крупнотоннажного флота в 2021–2023 гг. в федеральном бюджете заложено 31,6 млрд руб., на субсидии по рыбопромысловому флоту – всего 1 млрд руб.
В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) сообщили «Ведомостям», что специалисты предприятий корпорации принимали участие в разработке изменений в постановление № 719. Судостроители считают, что балльная оценка позволит максимально объективно рассматривать критерии российского происхождения гражданских судов и вести прозрачный мониторинг степени локализации в судостроительной отрасли, а также оценивать направления (группы судового комплектующего оборудования), на которых необходимо сконцентрировать усилия в области импортозамещения и локализации. «Владельцам судов, прошедших балльную оценку и признанных российскими, могут быть предоставлены преференции в области квот на рыболовство, пассажирские и грузовые перевозки», – пояснили в корпорации, чем для них выгодна новая схема.
Увеличение требований к локализации будет производиться по мере роста производства комплектующих. Например, согласно постановлению, для получения господдержки при строительстве морского судна для перевозки химических продуктов до 30 июня 2023 г. нужно будет набрать не менее 2100 баллов, с 1 июля 2023 г. – не менее 2700 баллов, с 1 июля 2025 г. – не менее 3200 баллов. В частности, за монтаж на территории России судовой системы хранения сжиженного газа для соответствующих судов можно получить 250 баллов. А при создании пассажирских судов класса «река – море» можно заработать 80 баллов за резку металла для изготовления корпуса на территории России и 110 баллов – за гибку металла. 180 баллов стоит изготовление в России блоков или объемных секций корпуса для наливных морских судов.
В пресс-службе ОСК «Ведомостям» сообщили, что на сегодняшний день в гражданских судостроительных проектах предприятий корпорации уровень локализации составляет от 20 до 70%, ведется работа по его увеличению в результате привлечения российских производителей и поставщиков.
Для российского рынка судового оборудования характерен высокий уровень зависимости от импорта, сказал «Ведомостям» гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. «По основным категориям его доля составляет от 40 до 90%», – сообщил он. По словам аналитика, российские судостроители особенно импортозависимы от такого оборудования, как вспомогательные двигатели, турбонагнетатели, оборудование для соблюдения экологических норм. Немного лучше ситуация с производством в России навигационного и радиооборудования, систем электронной картографии, систем пожаротушения, швартовых и рулевых устройств. Также российские судостроители испытывают потребность в оборудовании для водоподготовки и топливоподготовки, в криогенных системах для танкеров-газовозов.
В условиях санкционного давления закупать иностранные комплектующие и оборудование российским судостроителям непросто. Это зачастую приходится делать через посредников, что увеличивает сроки поставки и делает продукцию дороже, сказал «Ведомостям» зампредседателя общественного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев. «Многие судовладельцы в транспортном морском, речном, рыбопромысловом флоте жалуются на дороговизну нашего судостроения, судоремонта и модернизации в России, потому что комплектующие, учитывая разницу в курсах валют, резко подскочили в цене. Поэтому локализация и организация производства в России тех комплектующих, технических средств, которые нужны для судостроения, удешевят продукцию примерно до 30%. Если это постановление будет реализовано, это сократит и затраты времени на организацию закупки необходимого оборудования через другие инстанции», – пояснил Ненашев.
По данным Infoline, на конец I квартала 2021 г. на российских судостроительных предприятиях строится или законтрактовано более 500 судов суммарным водоизмещением более 7,4 млн т и стоимостью более 2,8 трлн руб. С учетом повышения уровня локализации дополнительная выручка российских производителей судового оборудования может за 2021–2025 гг. вырасти как минимум на 150 млрд руб. «Рост серийности заказываемых судов создает предпосылки для повышения заинтересованности российских производителей в импортозамещении судового комплектующего оборудования, а российских судостроительных предприятий – в его закупке», – пояснил Бурмистров.