Амбиции кабмина по производству судов в текущей ситуации выглядят завышенными, считают эксперты
Правительство обновило стратегию развития судостроительной промышленности, расширив горизонт планирования до 2036 г. и на дальнейшую перспективу до 2050 г. Новая редакция документа утверждена 12 мая, сообщила пресс-служба кабмина.
В тот же день документ обсуждался на совещании с вице-премьерами. В стратегии обозначены «конкретные ориентиры» по строительству новых верфей и увеличению загрузки предприятий, отметил премьер Михаил Мишустин.
Прежде всего, была определена долгосрочная потребность во флоте до 2050 г., пояснил первый вице-премьер Денис Мантуров. Он уточнил, что основой для прогнозов стал ожидаемый рост грузовых и пассажирских перевозок, а также добычи водных биоресурсов. Кроме того, учтена динамика выбытия действующих судов, большинство из которых построено в 1970–1980 гг. «Их ритмичное замещение на современные технологичные изделия является главным вызовом отечественного судостроения», – подчеркнул Мантуров.
Развитие судостроения в рамках обновленной стратегии предусмотрено по трем сценариям: инерционному, базовому и оптимистичному. Базовый предполагает, что российские верфи к 2051 г. сдадут 4271 гражданское судно. Из них 713 шт. планируется построить в 2025–2030 гг., 924 единицы – в 2031–2036 гг. и 2634 шт. – в 2037–2050 гг.
Таким образом, в рамках базового сценария к 2036 г. планируется сдать 1637 гражданских судов. В их числе 279 рыбопромысловых, включая построенные по программе инвестиционных квот, 375 пассажирских и грузопассажирских, 541 судно для вспомогательного и технического флота, а также 424 транспортных судна различных классов. Их суммарная стоимость ориентировочно составляет более 2,3 трлн руб., следует из документа.
Для сравнения: так называемый инерционный, или пессимистичный, сценарий развития отрасли предполагает выпуск 1165 судов в 2025–2036 гг., а оптимистичный – 1910 единиц.
Российским верфям необходимо выпускать 220 судов в год для поддержания текущего флота, при этом с 1993 г. судозаводы сдают в среднем примерно по 53 единицы в год, говорится в документе. В том числе поэтому в рамках базового сценария рассматривается большая модернизация судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге и других верфей, а также строительство новых мощностей на Дальнем Востоке, следует из стратегии.
В 2023 г. предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) выпустили 25 гражданских судов, план на 2024 г. предполагал производство 36 шт., но конечные результаты компания не раскрыла.
ОСК планирует инвестировать в развитие «Северной верфи» не менее 100 млрд руб. за шесть ближайших лет («Ведомости» писали об этом 4 декабря). Компания в октябре 2024 г. также сообщила о планах построить новую верфь во Владивостоке. Согласно стратегии развития ОСК на период до 2036 г., госкомпания собирается увеличить объем выпуска судов в среднем в 2–3 раза по сравнению с периодом 2011–2022 гг. до 600–750 единиц и максимально до 1000 судов.
Конечный объем производства будет зависеть от масштабов господдержки отрасли, отмечала ОСК.
В обновленной стратегии развития судостроения говорится, что ресурсы на ее реализацию будут формироваться «с приоритетом на привлечение внебюджетных источников финансирования». В качестве возможных источников в документе указаны среди прочего собственные и привлеченные средства верфей, кредитных организаций, госкорпорации развития ВЭБ.РФ, а также Фонда перспективных исследований.
Кроме кратного роста объемов серийного выпуска гражданских судов, перед отраслью ставятся и другие задачи. В том числе – заместить иностранное судовое комплектующее оборудование и увеличить число занятых в судостроении с текущих 166 000 до 190 000 к 2036 г., следует из сообщения правительства. Корабелам также предстоит создать комплексную систему ремонта судов. На поддержку производителей и заказчиков судов и комплектующих в ближайшие шесть лет будет направлено более 500 млрд руб., что является рекордным объемом финансирования отрасли, отмечает кабмин.
Предыдущий вариант стратегии развития судостроительной промышленности России был утвержден в октябре 2019 г. на период до 2035 г. Он предполагал выпуск в 2018–2035 гг. 463 гражданских судов и морской техники, обеспечив до 90% внутреннего рынка в стоимостном выражении и до 98% в тоннаже.
ОСК принимала участие в работе экспертной группы по обновленной стратегии отрасли, говорит представитель компании. Предложения и рекомендации, подготовленные ОСК, легли в основу итогового документа, что обеспечило синхронизацию стратегий компании и отрасли, отмечает он.
Вероятность успешной реализации того или иного сценария будет определяться совокупностью факторов, включая состояние макроэкономической среды и производственные возможности, модернизация которых уже активно осуществляется в плановом порядке, добавил собеседник.
Работа над актуализацией стратегии велась не один год, Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) вносила свои предложения к документу с 2022 г., говорит ее представитель. По его словам, ассоциация сделала упор на развитие судоремонта в стране, поскольку дефицит таких мощностей в стране очевиден.
Ритмичность строительства рыбопромысловых судов вызывает опасения из-за большой (70–80%) доли трудно заменяемого оборудования, говорит директор по развитию «Портньюс» Надежда Малышева. Пока судостроителям сложно сократить сроки отставания от планов даже по серийным проектам такого рода, отмечает она. Для выпуска заявленного количества единиц арктического крупнотоннажного флота нужно в 7 раз больше мощностей по переработке металла и в 8 раз больше трудовых ресурсов, считает эксперт. На проекты ОСК по строительству новой верфи на Дальнем Востоке и строительству, по сути, нового завода на базе «Северной верфи» потребуется время. «Поэтому сохраняются высокие риски в части возможностей отечественного судостроительного комплекса в ближайшие 10 лет покрыть спрос на технологически сложные современные суда», – резюмирует Малышева.
В текущих условиях даже инерционный сценарий производства судов выглядит весьма амбициозным для отрасли, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, для перехода к базовому сценарию потребуется значительная финансовая поддержка со стороны государства, в том числе – докапитализация верфей. Многие предприятия при текущих процентных ставках оказались в ситуации, когда платежи по кредитам приводят к формированию убытков и лишают возможности финансировать и текущую деятельность, и развитие, поясняет эксперт. Кроме того, отрасли потребуется помощь с кадрами, добавил Бурмистров.
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/05/13/1109621-pravitelstvo-prodlilo-strategiyu-razvitiya-sudostroeniya?from=copy_text