Новый транспортный коридор может стать более дешевой и надежной альтернативой Суэцкому каналу
Ведомости от 09.04.21
После того как контейнеровоз Ever Given заблокировал Суэцкий канал, посол Исламской Республики в Москве Казем Джалали заявил, что более дешевой и надежной альтернативой Суэцу может стать железнодорожная магистраль, связывающая Индию, Иран и Россию и известная как МТК Север – Юг («Ведомости» писали об этом проекте 7 апреля). В интервью «Ведомостям» Джалали рассказал об экономических и политических рисках этого маршрута и обозначил направления, в которых должны совместно двигаться страны – участницы проекта, чтобы он заработал максимально эффективно.
– Видите ли вы спрос от логистических компаний на новый маршрут Север – Юг?
– В основном транспортные коридоры в мире выбираются и используются на основе определенных оценок и критериев. Однако с учетом необходимости облегчить и ускорить транспортировку товаров между различными странами и регионами мира создание более дешевых маршрутов с точки зрения экономики, безопасности и даже политики всегда было предметом внимания со стороны компаний и стран.
С учетом фактических и потенциальных торговых возможностей на новом маршруте ожидается, что он будет привлекательным для логистических компаний и позволит дальше развивать конкурентную среду в транспортной отрасли. Особенно это относится к новому поколению логистических компаний третьего, четвертого и пятого уровней (3PL, 4PL, 5PL – высшие уровни логистического сервиса, включающие в том числе «виртуальную логистику», как, например, у AliExpress и Amazon. – «Ведомости»), которые предоставляют услуги по обеспечению сетевого управления в основном в электронном виде. Конечно, запросы делаются с упором на создание совместных компаний между странами – участницами этого коридора, для чего необходимо, чтобы государства как можно быстрее осуществляли наращивание потенциалов и подходящих возможностей для их создания и функционирования.
– Ожидаете ли вы, что после ввода в эксплуатацию маршрут быстро окажется полностью загружен?
– Ожидания быстрого увеличения трафика на этом маршруте должны быть реалистичными. В любом случае процесс перехода от традиционных маршрутов к новым требует времени для изменения поведения всех игроков на этом поле, включая торговцев, грузовладельцев, перевозчиков и даже водителей. Таким образом, определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей ожидаемого трафика на основе существующих реалий должно стать фундаментом для совместных действий стран, заинтересованных в этом маршруте, и позволит со временем наращивать логистический трафик.
Еще я должен отметить, что, несмотря на отрицательные последствия пандемии для мировой торговли, после искоренения коронавируса мы однозначно станем свидетелями обратного процесса – роста объемов транспортировки и перемещения товаров на региональном и международном уровнях. Естественно, коридор Север – Юг наряду с другими коридорами может сыграть в этом важную роль.
– Есть ли какие-то проблемы, связанные с логистической целесообразностью использования этого маршрута, и какие вы видите пути их решения?
– Вызовы, связанные с открытием и расширением новых торговых маршрутов и обменов в рамках целевой логистической программы, неоспоримы. Подчеркивая, что товарообмен должен основываться на соединении стоимостных цепочек в странах маршрута и создании добавленной стоимости в этих цепочках, самым важным вызовом является переход от традиционной логистики к новому маршруту и развитию новых логистических операций на основе современных электронных технологий. Решением этой задачи должны стать эффективная поддержка частного сектора странами – участницами коридора, привлечение совместных инвестиций к передовым проектам в области информационных технологий. Особенно – электронного предпринимательства, связанного с логистикой и цепочкой поставок на этом новом маршруте.
– Есть ли необходимость расширять существующую инфраструктуру в Иране, чтобы повысить пропускную способность нового маршрута?
– Исламская Республика Иран в рамках конкретной и целенаправленной программы за последние десятилетия серьезным образом занималась развитием инфраструктуры и благоустройства и достигла больших успехов. В настоящее время, при максимальном использовании существующей инфраструктуры и еще не задействованных на территории Ирана потенциалов, существует возможность увеличить пропускную возможность нового маршрута. И, конечно, рассматриваются и приветствуются определение и реализация совместных действий и проектов в точках стыковки с соседними странами.
– Когда вы ожидаете завершение строительства маршрута и когда он сможет заработать на полную мощность?
– Строительство и эксплуатация этого маршрута в полном объеме требуют воли всех стран, расположенных на нем, для завершения всей необходимой инфраструктуры. В связи с этим необходимо согласовывать действия стран и сконцентрироваться на этом маршруте. Так, создание в рамках координационного совета коридора Север – Юг технических и специализированных комитетов для полного прояснения текущей ситуации и узких мест в инфраструктуре, а также планирование прохождения нескольких тестовых нагрузок в оба конца по этому маршруту дадут эффективные результаты. Как и подготовка странами совместных аналитических отчетов для выявления и устранения всех препятствий, включая аппаратное и программное обеспечение.
– Есть ли у этого маршрута экономические или политические риски?
– Расширение экономических обменов, процветание торговли на этом маршруте и получение выгод от его реализации позволяют должным образом противостоять любым политическим и экономическим рискам и грамотно управлять этими рисками, что является неотъемлемой чертой международных обменов. В любом случае этот новый маршрут рассматривается в качестве более дешевого и более выгодного варианта с точки зрения сроков транспортировки грузов и транспортных расходов по сравнению с другими маршрутами. Параллельно не следует пренебрегать другими мерами по активации иных возможных маршрутов при сотрудничестве стран – участниц коридора Север – Юг.