Все чаще к правовым инспекторам труда Московской Федерации профсоюзов обращаются сотрудники предприятий по вопросам разъяснения своих трудовых прав и соблюдения работодателями законодательства. Председатель Совета Правовой инспекции труда МФП, заместитель руководителя инспекции Валентина Захаренкова развеивает мифы о трудовых отношениях.
“НАЧАЛЬНИК МЕНЯ ОШТРАФУЕТ”
Опасение многих работающих москвичей в том, что начальник оштрафует их рублем за любую провинность, будь то опоздание или не выполненная вовремя задача. В этом случае нужно знать, что в трудовом законодательстве не существует такого понятия, как “штраф”, и наказывать сотрудника, вычитая из его зарплаты деньги, запрещено. - Руководство ни в коем случае не имеет права штрафовать сотрудников. За невыполненные поручения или опоздания работодатель может применить только меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор и увольнение, - уточнила Валентина Захаренкова. По словам эксперта, если работодатель наказывает рублем, сотрудник имеет право обратиться в профсоюз, прокуратуру и Государственную инспекцию труда. Если случай подтвердится, штраф за неправомерные действия заплатит уже сам работодатель.
“Я НЕ ОБЯЗАН ОТВЕЧАТЬ НА ТЕЛЕФОН ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОЧЕГО ДНЯ”
Наверное, это один из самых популярных споров, возникающих между работником и работодателем. Если обращаться к закону, то во время отпуска, в выходные дни, после окончания рабочего времени сотрудник имеет право не отвечать на звонки. Право на отдых закреплено в Конституции и Трудовом кодексе РФ. Но при этом нужно учитывать специфику труда и необходимость быть на связи. При трудоустройстве работодатели должны четко определить все нюансы коммуникации с сотрудником вне его рабочего времени. - Рабочий процесс некоторых сотрудников может предполагать необходимость решения оперативных задач, и для этого, конечно, необходимо быть всегда на связи. Подписывая трудовой договор, работник соглашается на такие условия. При этом ему нужно понимать, что подобное кратковременное взаимодействие, как правило, не оплачивается. Если же работодатель хочет полноценно вовлечь сотрудника в рабочий процесс в нерабочее время, то он должен соблюдать соответствующую процедуру привлечения, - подчеркнула эксперт.
“Я В ОТПУСКЕ, ГОРИ ВСЕ СИНИМ ПЛАМЕНЕМ”
Отпуск - время, которого всегда с нетерпением ждут и планируют заранее. В большинстве случаев работодатель может отозвать сотрудника только с его письменного согласия. Как правило, руководство просит отложить отпуск и экстренно выйти, если в компании заболели работники и их некому заменить, в учреждении проходит проверка или инвентаризация, есть серьезные неполадки, которые нужно исправить, или возникают форс-мажорные ситуации. При этом, если отпускник не готов выйти, это его право, и за это ему не грозит никакая дисциплинарная ответственность. Также работодателям запрещено возвращать из отпуска работников, которые относятся к определенным категориям. Речь о несовершеннолетних, беременных женщинах и сотрудниках, занятых на работе с вредными и опасными условиями труда. Однако все же существует одно исключение, когда могут вызвать и без согласия. Оно относится к сотрудникам оборонно-промышленного комплекса. Но таких работников руководство обязано уведомить о выходе не менее чем за три дня.
“МЕНЯ ПРИВЛЕКАЮТ К РАБОТЕ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ”
Отказаться выходить на работу в ночное время могут женщины с детьми в возрасте до 3 лет и инвалиды, матери (отцы) ребенка до 14 лет, если второй родитель работает вахтовым методом, а также сотрудники, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, если младшему еще не исполнилось 14 лет. Привлекать к труду с 22 часов запрещено беременных женщин и несовершеннолетних, за исключением работников творческих профессий и некоторых других сфер. - К сотрудникам, которых нельзя привлекать к работе в ночное время - с 22 часов вечера до 6 утра, - относятся также те, кто ухаживает за больными членами семьи по медицинским заключениям, или те, у кого на попечении дети-инвалиды. Только с письменного согласия можно вовлечь в рабочий процесс матерей (отцов), воспитывающих без супругов детей до 14 лет, либо опекунов последних, - разъяснила Валентина Захаренкова.
“НИКАКОЙ ОПЛАТЫ БОЛЬНИЧНОГО ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ”
Это не совсем так. Работодатель может оплатить больничный, если бывший сотрудник заболел в течение 30 календарных дней после увольнения и не был трудоустроен на другую работу. - Если в течение 30 дней после увольнения работник заболел и открыл больничный, то пособие по временной нетрудоспособности выплачивается последним работодателем. Сумма выплаты составляет 60% от среднего заработка вне зависимости от страхового стажа. Если бывший работодатель отказывает в оплате больничного листа, можно обратиться в Государственную трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. За такие действия ему грозит административная или уголовная ответственность, - пояснила Валентина Захаренкова. Стоит отметить, что на выплату может претендовать только сам работник: больничный по уходу за ребенком после увольнения не оплачивается.
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©