В наше время подавляющее большинство граждан пользуются услугами мобильной связи. За последние годы законодательство в этой сфере стремительно менялось. Не станет исключением и нынешний, 2024 год.
Предлагаю рассмотреть важные изменения, касающиеся всех абонентов сотовых операторов. Среди них есть положительные и отрицательные моменты.
Дополнительная защита
Начнем с хороших новостей. В новых правилах будет введена норма, предусматривающая обеспечение дополнительной защитой абонентов. В частности, абонент сможет дать согласие на ограничение смс-сообщений в целях защиты от мошеннических действий. Мобильные операторы в ближайшее время подготовят более конкретный механизм для реализации этой нормы.
Также новые правила дополнительно защитят от кражи телефонов. Если идентификационный номер мобильного телефона включен в единую систему идентификации и аутентификации, то в случае кражи аппарата им невозможно будет пользоваться.
Операторы обязаны будут отказать в предоставлении услуг связи на мобильном телефоне, который числиться украденным.
Станет проще заключить договор
Сейчас для заключения договора на услуги связи необходимо обратиться в отделение мобильного оператора. Для этого необходимо предъявить паспорт. Согласно новым изменениям, для получения сим-карты можно будет воспользоваться сервисом «Госуслуги». Таким образом, подойдет не только бумажный паспорт, но и электронный, что заметно упростит процесс приобретение сим-карты.
3 месяца – и договор расторгают
Перейдем к менее приятным изменениям. По новым правилам, если абонент не пользуется мобильной связи свыше 90 дней, то договор подлежит расторжению. На данный момент операторы могут по своему усмотрению расторгнуть договор с абонентами, длительно не пользующихся сим-картой.
Однако подобные меры принимались на усмотрение оператора. Теперь же четко установлен минимальный срок. Проблема в том, что обстоятельства могут быть разными, поэтому данную норму не мешало бы проработать и внести исключения, когда право пользования сим-картой сохраняется.
Возврат денег
При расторжении договора оператор связи обязан возвращать остаток средств, находящихся на балансе у абонента. Сейчас это делается без каких-либо условий. Однако в новых правилах операторов связи обязали затребовать подтверждающие документы в целях соблюдения законодательства о легализации доходов, добытых преступным путем. Таким образом, процесс возврата денег будет значительно затруднен.
Дополнительные услуги
Еще одно, на мой взгляд, не совсем продуманное изменение: вводятся дополнительные способы изменения договора и подключение дополнительных услуг. Подключить дополнительные услуги можно будет в личном кабинете, с помощью смс-сообщения и т.п. В принципе, сейчас тоже это можно делать, но новые правила окончательно закрепят эти способы.
Проблема в том, что новыми правилами не предусмотрели защиту ошибочных действий. Как правило, операторы злоупотребляют своим правом и стараются навязать дополнительные услуги. Абонент по незнанию может ошибиться (отправить смс и голосовое сообщение и т.п.) и подключить ненужную услугу. Оспорить это подключение будет фактически невозможно.
Вышеуказанные изменения заработают с 1 сентября 2024 года (Постановление Правительства РФ №59 от 24.01.2024).
А что вы думаете по поводу новых правил? Расскажите в комментариях.
Будьте здоровы и берегите себя!
Специально для членов и партнеров Промышленного профсоюза кандидат юридических наук Бабкин М.А.
Больше интересных новостей в сфере права на нашем телеграм канале: https://t.me/pasis30