15 декабря 1930 г. на берегу Золотого затона в г. Астрахань вступил в строй судоремонтный завод им. Сталина. Он представлял собой хорошо оснащенное предприятие, изготавливающее паровые огнетрубные котлы, 12-тонные машинные рамы и цилиндры паровых машин. В 1936 г. на заводе был построен первый цельносварочный корпус колесного пароходства "Герой Машанин".
С первых дней Великой Отечественной войны завод начал перестраиваться на выпуск фронтовой продукции. Одновременно велась достройка судов на плаву. Как и большинство предприятий, завод перешел на выпуск оборонной продукции. Строились бронекатера для Волжской флотилии, пароходы и баржи оборудовались под площадки для зенитной артиллерии.
В послевоенное время корабелы восстанавливали пострадавшие в годы войны суда. Одновременно расширялся выпуск судового оборудования: теплообменных аппаратов, паровых поршневых насосов, редукторов и якорей.
В 1949 г. предприятие приступило к крупносерийному выпуску бензоналивных барж и металлических мотолодок, предназначавшихся для надзора за состоянием судоходства на внутренних водных путях.
В 60-е гг. в стране значительно расширились геологоразведочные работы на нефть и газ с целью выявления новых подземных кладовых топлива. В течение четырех лет (начиная с 1959 г.) корабелы поставляли нефтяникам страны буровые вышки ВАС-42, сборные основания под них, поворотные краны и буровые насосы. Первая ВАС-42 была отправлена в октябре 1959 г. При ее изготовлении рабочим и инженерам пришлось преодолеть много трудностей, связанных с получением длинномерных размеров повышенной точности. Точность особенно важна при изготовлении металлоконструкций для буровых вышек, но тем труднее ее добиться: вышки имели высоту около 50 метров и состояли из восьми крупногабаритных сборных секций трёхгранного сечения.
В июне 1963 г. со стапеля завода сошло судно высокого класса – головной сухогруз "Волго-Балт". С этого времени началось серийное строительство судов такого класса. В 1966 г. предприятие стало называться "Астраханский морской судостроительный завод".
12 декабря 1970 г. головной танкер в сопровождении буксировщиков устремился к морю на ходовые испытания. Судно успешно прошло все испытания и вскоре вышло в первый рабочий рейс.
В начале 1974 г. произошло объединение трех верфей: "им. Карла Маркса", "Красные Баррикады" и "Морской судостроительный завод" в Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО). Объединение стало первым в стране, нацеленным непосредственно на выпуск продукции, которая должна была использоваться для освоения континентального шельфа морей СССР. Эта продукция по многим своим техническим характеристикам уникальна; аналогов ей в нашей стране раньше не было. Заводы приступили к созданию совершенно новых технических средств: самоподъемных и полупогруженных плавучих буровых установок.
В 1979 г. на заводе начали сборку первой отечественной буровой платформы погружного типа "Шельф-1". Технико-экономические показатели этой платформы находились на уровне мировых образцов, но корабелы АСПО смогли усовершенствовать проект. 12 ноября 1980 г. "Шельф-1" передали заказчику. С этой знаменательной даты началась большая история по строительству объектов обустройства морских месторождений.
Астраханские судостроители участвовали в уникальных проектах по обустройству месторождений на Каспии. Корабелы вели следующее строительство:
- технологическая платформа Модуль №10 для месторождения Кашаган, Казахстан (2008 г.). Платформа включена в инфраструктуру месторождения Кашаган (Казахстан сектор Каспийского моря), где она обслуживает нефтегазовый производственный комплекс. Модуль является частью экспериментальной программы разработки месторождения. Функциональность: пожаротушение, система пресной воды, производство азота.
- ледостойкая стационарная платформа ЛСП-1 и точечный причал для месторождения им. Ю. Корчагина, РФ (2009 г.)
ЛСП-1 предназначена для бурения и эксплуатации 33 скважин, обработки нефти и газа и доведения их до рыночных стандартов, а также дальнейшей транспортировки по подводным трубопроводам на берег или в плавучее нефтехранилище.
- ледостойкая стационарная платформа №1 для месторождения им. В. Филановского, РФ (2018 г.)
Платформа предназначена для одновременного бурения и эксплуатации скважин. Буровой комплекс обеспечивает бурение куста из 11 наклонно-направленных скважин, одновременную эксплуатацию восьми скважин и трех нагнетательных скважин для поддержания пластового давления.
- устьевая платформа "Жданов А" с жилым модулем, соединенным переходным мостом (2018 г.)
Платформа предназначена для эксплуатации скважин месторождения Джигалыбек туркменского сектора шельфа Каспийского моря.
Сегодня предприятие наращивает свои компетенции в составе Объединенной судостроительной корпорации. Ведется строительство плавучего дока грузоподъемностью 25 000 тонн и земснарядов российского проекта.
Юлия Конопатова, внештатный корреспондент газеты «Вестник судостроителя».