Это крупнейшая инвестиция судостроительного госхолдинга в свой актив за всю историю
Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК; в 2023 г. передана в доверительное управление ВТБ) в 2025–2030 гг. вложит не менее 300 млрд руб. в модернизацию судостроительного завода «Северная верфь» в Петербурге. Соответствующее соглашение 19 июня на ПМЭФ-2025 подписали председатель совета директоров ОСК, предправления ВТБ Андрей Костин и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Инвестиции в судостроительный актив резко увеличены. Основные параметры модернизации верфи были сформированы ОСК в конце прошлого года («Ведомости» писали об этом 4 декабря 2024 г.). Тогда предполагалось, что процесс будет проходить в три этапа, а общие вложения составят около 100 млрд руб.
«Это по существу построение новой верфи на месте существующей, причем без отрыва от работы, – отметил Костин в беседе с Бегловым на церемонии подписания. – Мы смогли увеличить площадь верфи в 2 раза, выкупив прилегающие земли».
В рамках соглашения ОСК проведет модернизацию имеющихся производственных мощностей и построит новые, следует из сообщения компании. В частности, планируется внедрить крупноблочную сборку судов, автоматизированные линии резки и сварки, современные окрасочные камеры и построить крытые сборочные стапели. Это позволит сократить цикл строительства и повысить техническую готовность судов до 90% еще на этапе нахождения на стапеле, отмечается в сообщении.
Таким образом, мощности Северной верфи по обработке металла за пять лет должны вырасти в 15 раз до 90 000 т в год, что позволит выпускать до 11 средне- и крупнотоннажных судов в год длинной до 350 м и шириной до 60 м, уточнили в ОСК. Речь идет о танкерах типоразмера Aframax (дедвейт – 80 000–120 000 т), газовозах, контейнеровозах, балкерах, научно-исследовательских судах, а также рыболовном и вспомогательном флоте. Сейчас верфь может выпускать суда водоизмещением до 12 000 т, длиной до 170 м и шириной до 21 м.
Реализация инвестпроекта позволит создать до 4000 рабочих мест, это примерно соответствует текущей численности персонала предприятия. Правительство Санкт-Петербурга в рамках соглашения обеспечит необходимые условия для реализации проекта, включая административное сопровождение и информационно-консультационную поддержку.
Северная верфь (первое название – Путиловская верфь) основана в 1912 г. Это единственный в России завод, который строит самые крупные надводные корабли для ВМФ – фрегаты проекта 20350. В портфель заказов верфи также входит серия корветов 20385 для Минобороны, серия ярусоловов проекта MT1112XL для рыболовецких компаний «Вирма» и «Глобус» и морозильные траулеры-процессоры проекта 170701 для рыбопромышленного холдинга «Норебо».
Чистый убыток Северной верфи по МСФО в 2024 г. вырос на 19% до 7,6 млрд руб., выручка увеличилась в 1,6 раза до 26,2 млрд руб., убыток от операционной деятельности составил 9,2 млрд руб. (+23%).
Весной 2025 г. верфи передали активы шести компаний, обращенные в доход государства по искам Генпрокуратуры. Ранее, в 1990-х гг., эти активы были выведены из состава Северной верфи и приватизированы. Актив получил 100% уставного капитала компаний «Коммерческий центр, транспорт и лес», «ЭФеС Северной верфи», «Нива-СВ», «Инструмент-СВ», 55% компании «Машиностроение Северной верфи» и 20% акций «Норд-вест СВ». Передача активов позволит консолидировать земельные участки, которые попадают в периметр проекта по строительству современного судостроительного комплекса на территории Северной верфи, говорилось в пояснительной записке к проекту указа президента о дальнейшем развитии ОСК, опубликованном в апреле 2025 г. на сайте Минпромторга.
Эти объекты Северной верфи нужны, чтобы реализовать инвестпроект с планируемыми параметрами по выпуску до 11 средне- и крупнотоннажных судов в год, пояснил «Ведомостям» источник, близкий к компании. Среди прочего для этого нужны площади под новые сооружения и достроечные набережные, уточняет он. По словам другого собеседника «Ведомостей», знакомого с планами ОСК, оценка потребности во вложениях в Северную верфь на уровне 100 млрд руб. делалась до консолидации в ее составе приватизированных ранее предприятий.
Необходимость модернизации верфи закреплена в стратегии развития судостроения России до 2050 г. («Ведомости» писали об этом 13 мая 2025 г.). Этот документ предусматривает кратный рост выпуска гражданских судов на российских верфях. В рамках базового сценария предполагается, что уже к 2036 г. они передадут заказчикам 1637 гражданских судов суммарной стоимостью более 2,3 трлн руб.
Судя по масштабам инвестиций, проект реконструкции Северной верфи можно назвать крупнейшим вложением ОСК в ее производственный актив с момента создания корпорации в 2007 г., говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Включение в ее контур новых активов позволит реализовать этот проект без переноса верфи в новую локацию, а именно такие варианты обсуждались последние несколько лет, напоминает эксперт. То, что у завода сейчас фактически есть дополнительные площади, дает возможность не просто реализовать инвестиционный проект в полном объеме, но и обеспечить сохранение производственной деятельности, поскольку эти процессы могут идти параллельно, отмечает он.
Модернизация Северной верфи позволит частично снять дефицит мощностей для крупнотоннажного высокотехнологичного судостроения в России, говорит директор по развитию Portnews Надежда Малышева. А за счет нового оборудования – повысить производительность труда, качество и сроки работ, что даст возможность двигаться к снижению стоимости строительства судов, добавляет эксперт.
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/06/19/1118398-osk-vlozhit-v-modernizatsiyu?from=copy_text