Стороны договорились о дофинансировании на 600 млн рублей
Ведомости от 23.11.23
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), согласовал условия достройки большого морозильного рыболовного траулера «Виктор Гаврилов», выяснили «Ведомости». Сумма контракта, по словам двух источников, близких к заказчику и ОСК, выросла на 600 млн руб.
Заказчиком является компания «Рыболовецкий колхоз им. Ленина» (одна из крупнейших рыболовных компаний в России, принадлежит Сергею Тарусову).
Третий источник, знакомый с ходом строительства рыболовного судна, уточнил «Ведомостям», что завод и рыболовная компания еще не подписали дополнительное соглашение. Но принципиальная договоренность о выделении заказчиком дополнительных 600 млн руб. на достройку достигнута, уверяет он. Основное оборудование для заказа, по его словам, уже законтрактовано и большая часть доставлена на завод.
«Ведомости» направили запросы в ОСК и Рыболовецкий колхоз им. Ленина.
Стороны обсуждали данный вопрос на одном из ноябрьских совещаний, посвященных строительству рыболовного флота, с участием нового гендиректора ОСК Андрея Пучкова (бывший зампред ВТБ, банк получил корпорацию во временное управление на пять лет в августе 2023 г.) и министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, говорят собеседники.
Траулер «Виктор Гаврилов» – крупнейшее рыболовное судно из строящихся сегодня на российских верфях. Проект судна 5670 WSD разработала петербургская «Вяртсиля восток» (бывшая «дочка» финской Wartsila, ушедшей с российского рынка). Длина судна составит 121 м, ширина – 21,6 м, водоизмещение – 13 000 т. Его оснастят морозильными трюмами и рыбоперерабатывающей фабрикой производительностью от 150 т продукции в сутки.
Представитель Минпромторга напомнил, что ведомство в октябре 2022 г. запустило программу компенсации из федерального бюджета затрат на разработку, создание и внедрение в серийное производство судового комплектующего оборудования (постановление правительства № 1872).
Исполнители комплексных проектов разрабатывают критическое оборудование в том числе для таких судов, как траулер «Виктор Гаврилов», добавил он. Это общесудовое оборудование (радионавигационное оборудование мостиковой системы, подруливающие устройства, холодильное и камбузное оборудование) и специальное рыбопромысловое и рыбоперерабатывающее (рыбофабрики, рыбомучные установки, элеваторы и проч.).
«Судовое оборудование, подлежащее разработке в рамках субсидий, будет запущено в серийное производство и доступно на рынке начиная с 2024–2025 гг.», – говорит представитель Минпромторга.
Директор по развитию Portnews Надежда Малышева отмечает участившиеся случаи, когда верфи требуют дофинансирования строящихся судов у заказчиков. Это происходит в том числе из-за подорожания импортного оборудования после введения санкций в 2022 г. «Дофинансирование со стороны заказчика, вероятнее всего, – единственный способ завершить строительство судов, заказанных до февраля 2022 г.», – считает эксперт.
Но гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что государству не следует полностью перекладывать достройку рыболовных судов, заложенных на первом этапе инвестквот, на плечи заказчиков. «После введения санкций, падения курса рубля и увеличения стоимости импортного оборудования необходимость дофинансировать строительство – это объективная реальность. При этом увеличение себестоимости заказов в таких объемах существенно ухудшает экономику проектов, особенно с учетом выросших процентных ставок по кредитам», – пояснил эксперт.
Представитель Минпромторга напомнил, что ведомство в октябре 2022 г. запустило программу компенсации из федерального бюджета затрат на разработку, создание и внедрение в серийное производство судового комплектующего оборудования (постановление правительства № 1872).
Исполнители комплексных проектов разрабатывают критическое оборудование в том числе для таких судов, как траулер «Виктор Гаврилов», добавил он. Это общесудовое оборудование (радионавигационное оборудование мостиковой системы, подруливающие устройства, холодильное и камбузное оборудование) и специальное рыбопромысловое и рыбоперерабатывающее (рыбофабрики, рыбомучные установки, элеваторы и проч.).
«Судовое оборудование, подлежащее разработке в рамках субсидий, будет запущено в серийное производство и доступно на рынке начиная с 2024–2025 гг.», – говорит представитель Минпромторга.
Директор по развитию Portnews Надежда Малышева отмечает участившиеся случаи, когда верфи требуют дофинансирования строящихся судов у заказчиков. Это происходит в том числе из-за подорожания импортного оборудования после введения санкций в 2022 г. «Дофинансирование со стороны заказчика, вероятнее всего, – единственный способ завершить строительство судов, заказанных до февраля 2022 г.», – считает эксперт.
Но гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что государству не следует полностью перекладывать достройку рыболовных судов, заложенных на первом этапе инвестквот, на плечи заказчиков. «После введения санкций, падения курса рубля и увеличения стоимости импортного оборудования необходимость дофинансировать строительство – это объективная реальность. При этом увеличение себестоимости заказов в таких объемах существенно ухудшает экономику проектов, особенно с учетом выросших процентных ставок по кредитам», – пояснил эксперт.