В зоне риска может оказаться более половины крупно- и среднетоннажного торгового флота
Предправления ВТБ, председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Костин написал письмо президенту Владимиру Путину с предложением ограничить эксплуатацию «технически и морально устаревших» грузовых и пассажирских судов, работающих в российских водах как под отечественным, так и под иностранными флагами. Об этом 10 апреля сообщил «Интерфакс» и подтвердил источник «Ведомостей», знакомый с содержанием документа. По его словам, он был направлен в конце марта.
Вместе с этим Костин предложил масштабировать программу господдержки российских судовладельцев, стимулируя их обновлять флот.
Инициатива была сформирована по итогам обсуждения с судовладельцами и экспертами, говорит источник «Ведомостей». По его словам, выполнить заказы на обновление флота сможет в том числе ОСК, мощности которой в среднесрочной перспективе увеличатся за счет планируемой модернизации действующих верфей и строительства новой – в Приморском крае. Госкомпания ставит перед собой задачу к 2036 г. увеличить объем производства судов в 2–3 раза до 1000 единиц накопленным итогом («Ведомости» писали об этом 4 февраля). С 2011 по 2022 г. предприятия корпорации выпустили 201 гражданское судно.
Представитель ОСК не подтвердил, но и не опроверг отправку письма. Но сказал, что компания поддерживает «инициативу по ограничению использования технически и морально устаревших судов». Средний возраст гражданских судов в России, по его словам, составляет 38 лет.
По оценке источника «Ведомостей», в российских водах сейчас работает более 10 000 судов старше 25 лет при общем размере гражданского флота примерно в 12 000 единиц.
Более половины флота в сегменте средне- и крупнотоннажного торгового флота, по словам представителя ОСК, находится в «красной зоне». Анализ катастроф на морском и речном транспорте за последние 15 лет показал, что возраст попадавших в них судов составлял более 40 лет и это в итоге приводило к человеческим жертвам и серьезным экологическим последствиям, отмечает представитель ОСК.
Последняя серьезная экокатастрофа произошла в конце прошлого года в результате крушения в Керченском проливе танкеров с мазутом «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Ущерб экосистеме Черного и Азовского морей Росприроднадзор оценил почти в 85 млрд руб. По ее итогам надзорное ведомство начало масштабные проверки танкерного флота по всей стране.
Для снижения рисков эксплуатации гражданских судов нужно изменить регламенты безопасности для морского и речного флота, устанавливающие требования к конструкции и оборудованию, считают в ОСК. При этом действие российского техрегламента должно распространяться в том числе на суда, которые ходят под флагами других государств в наших водах, считает представитель компании.
По данным «Интерфакса», президент Путин поручил первому вице-премьеру Денису Мантурову и вице-премьеру по транспорту Виталию Савельеву проработать предложения Костина. «Ведомости» направили запросы представителям вице-премьеров.
ОСК вместе с судовладельцами разрабатывают предложения по созданию экономических и регуляторных механизмов как для ограничения использования выбывающего флота, так и для стимулирования строительства новых гражданских судов на российских верфях, говорит представитель госкомпании. Конкретные механизмы он не назвал, но обратил внимание на ограничение предельного срока службы грузовых вагонов в сегменте железнодорожного транспорта.
Речь идет о запрете на эксплуатацию грузового подвижного состава с продленным сроком службы, который действует с 2016 г. Тогда же правительство начало субсидировать из бюджета часть затрат вагоностроителей на выпуск инновационных вагонов (с нагрузкой 25 т на ось).
Запрет на использование флота старше определенного возраста может привести к тому, что заказы на строительство судов получат иностранные верфи (прежде всего в Китае) из-за нерешенных системных проблем в отечественном судостроении, рассуждает руководитель отдела аналитики медиагруппы «Портньюс» Виталий Чернов.
«В числе таких проблем – дефицит мощностей, особенно в части крупнотоннажного судостроения, а также сложности в производстве судового комплектующего оборудования, включая двигатели», – перечисляет он. Наряду с дефицитом кадров это может помешать российским верфям быстро выпустить необходимое количество судов, резюмирует эксперт.
ОСК была передана в управление ВТБ указом президента Путина во второй половине 2023 г. После этого Костин неоднократно публично высказывался о плачевном финансовом положении госкомпании. В интервью РБК осенью 2023 г. он отмечал, что практически все контракты ОСК с заказчиками убыточные, а сама отрасль судостроения «на подсосе у государства».
Данная инициатива действительно может способствовать увеличению количества заказов на строительство судов на российских верфях и улучшить их финансовое положение, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но у судовладельцев сейчас просто нет средств на обновление флота, поскольку рыночные ставки по кредитам и лизингу не позволяют им обеспечить окупаемость вложений, а мер господдержки и стимулирования списания флота – таких как судовой утилизационный грант – недостаточно, отмечает аналитик.
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/04/11/1103690-osk-predlozhila-ogranichit-ispolzovanie-starih-sudov?from=copy_text