Этот инвестпроект станет одним из первых для корпорации после передачи в управление банку ВТБ
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует в 2025 г. начать проект по модернизации производственных мощностей старейшей верфи Санкт-Петербурга – «Адмиралтейских верфей». Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с планами ОСК.
По словам одного из них, работы займут около пяти лет и позволят верфи строить одновременно несколько танкеров типа Aframax (дедвейт 80 000–120 000 т), предназначенных для перевозки нефти в том числе по Северному морскому пути (СМП). Другой источник называет более короткие сроки модернизации – на уровне трех лет, с завершением в 2028 г. Общий объем инвестиций в проект, по его словам, составит около 15 млрд руб. Проектная документация сейчас находится на рассмотрении «Главгосэкспертизы», в качестве источников финансирования предполагается использовать кредитные и собственные средства верфи, добавил собеседник.
Программа обновления «Адмиралтейских верфей» состоит из трех инвестиционных проектов и будет реализована в течение пяти лет, говорится в отраслевом журнале «Морская наука и техника» (№ 17 за 2024 г.), который издается при поддержке Минпромторга. Первые два из них подразумевают техническое перевооружение и реконструкцию комплекса по производству дизель-электрических подводных лодок. Третий инвестпроект связан с реконструкцией верфи для серийного строительства крупнотоннажных судов торгового флота.
В связи с этими планами в ноябре – декабре 2024 г. комитет по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга проводил общественные обсуждения реконструкции глубоководной достроечной набережной и строительства площадки для стапельной сборки на территории верфи. Эти работы также должны быть проведены в три этапа. В итоге набережная должна стать длиннее на 100 м, а время нахождения судна на стапеле сократится за счет сборки корпуса из более крупных блоков, объясняет один из источников.
«Адмиралтейские верфи» были заложены на левом берегу Большой Невы в 1704 г. при Петре I. Сейчас занимаются строительством дизель-электрических подлодок проекта 636 «Варшавянка» и проекта 677 «Лада». Помимо этого, в портфеле предприятия заказ на большие морозильные траулеры для Русской рыбопромышленной компании, а также на патрульные корабли ледового класса. В октябре 2024 г. на верфи было заложено научно-экспедиционное судно «Иван Фролов» для Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
ОСК решением президента Владимира Путина в 2023 г. была передана в доверительное управление банку ВТБ на пять лет. ОСК не раскрывает отчетность, при этом «Коммерсантъ» в марте 2024 г. писал со ссылкой на материалы стратегической сессии в правительстве о выручке корпорации в 400 млрд руб. в 2023 г. ОСК считается убыточной: еще в 2022 г., по словам прежнего гендиректора корпорации Алексея Рахманова, убыток составил 20 млрд руб.
Председатель правления ВТБ Андрей Костин, возглавляющий сейчас совет директоров ОСК, в интервью Reuters 2 декабря 2024 г. оценивал необходимый объем инвестиций по проектам модернизации верфей в Петербурге и на Дальнем Востоке в 500–750 млрд руб.
Из них не менее 200 млрд руб. потребуется на обновление пяти судостроительных предприятий Санкт-Петербурга, говорил «Ведомостям» источник в горадминистрации в первой половине января. Примерно по 100 млрд руб. необходимо вложить в «Северную верфь» и «Балтзавод». Объем инвестиций в модернизацию «Адмиралтейских верфей» тогда оценивался лишь на уровне 2 млрд руб. Потребность в обновлении Кронштадтского морского завода и Средне-Невского судостроительного завода пока не определена, отмечал собеседник.
Реконструкция достроечной набережной и новое стапельное место, предусмотренные проектом реконструкции, действительно позволят верфи вести строительство нескольких крупнотоннажных судов одновременно, считает директор по развитию агентства «Портньюс» Надежда Малышева. «Если предыдущие арктические танкеры типоразмера Aframax – «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» – верфь строила долго и по одному, то после реконструкции у достроечной набережной могут быть поставлены сразу три таких судна», – отмечает она.
Модернизация «Адмиралтейских верфей» позволит увеличить объем перерабатываемого металла и сократить сроки строительства судов, что особенно важно в условиях растущего спроса на гражданские суда и развития инфраструктурных проектов, таких как СМП, говорит председатель комитета по транспорту и логистике торгово-промышленной палаты Петербурга Антон Кривошеев.
Учитывая масштаб задач, инфляцию и текущий рост цен, даже 15 млрд руб., скорее всего, будет недостаточно для полной модернизации, считает он. Эксперт оценивает потребность в дополнительных вложениях в размере от 30 до 50% сверх этой суммы. В первую очередь следует обновить корпусообрабатывающее и сборочно-сварочное производства, а также внедрить современные технологии автоматизации, считает Кривошеев.
«Ведомости» направили вопросы в ОСК и «Адмиралтейские верфи».
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/01/20/1087086-osk-obnovit-admiralteiskie-verfi?from=copy_text