ОСК и ГТЛК обсуждают повышение цен в крупнейшем в истории заказе на сухогрузы
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ОСК и ГТЛК обсуждают повышение цен в крупнейшем в истории заказе на сухогрузы

ОСК и ГТЛК обсуждают повышение цен в крупнейшем в истории заказе на сухогрузы

Для выхода на рентабельность при текущем финансировании число построенных судов может упасть вдвое

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) согласовывают увеличение стоимости серии сухогрузов проекта RSD59, заказанных ГТЛК на верфи «Красное Сормово», которая входит в ОСК. Об этом говорится в отчете по РСБУ судостроительного предприятия за 2024 г. Индексация необходима для достижения положительной рентабельности по выпуску этих судов, следует из отчета.

Выручка верфи в 2024 г. выросла в 1,6 раза до 13,9 млрд руб., но, несмотря на это, чистый убыток компании увеличился в 2,5 раза до 3,47 млрд руб. В прошлом году «Красное Сормово» столкнулось с разрывом ликвидности из-за убытков, вызванных превышением стоимости строительства судов над ценами в заключенных контрактах, отмечается в документе. А из-за переноса сроков постройки сухогрузов верфь ожидает в 2025 г. чистый убыток по РСБУ в размере 2,16 млрд руб.

Сухогрузы проекта RSD59 класса «река – море» достигают почти 141 м в длину и предназначены для перевозки генеральных и навалочных грузов, зерна, круглого леса и угля. Контракт на строительство этой, шестой по счету, серии из 34 судов «Красное Сормово» и ГТЛК заключили в июне 2023 г. на ПМЭФе. Он стал крупнейшим за всю историю сотрудничества ГТЛК с предприятиями ОСК. Тогда уточнялось, что инвестпроект будет финансироваться в том числе за счет средств фонда национального благосостояния на обновление российского гражданского флота.

Изначально первые 10 сухогрузов планировалось сдать к концу 2024 г., следующие две партии по 12 единиц – к октябрю 2025 г. и февралю 2027 г. соответственно. До конца 2025 г. «Красное Сормово» передаст заказчикам 10 судов, сдача которых перенесена с 2024 г., в том числе восемь сухогрузов проекта RSD59, говорится в отчетности завода по РСБУ.

Средняя стоимость сухогруза шестой серии на момент заключения контракта в 2023 г. оценивалась в 1,25–1,3 млрд руб., всей серии – более чем в 44 млрд руб., писал «Коммерсантъ». Официально эти данные не подтверждались. Но в 2019 г. контрактная цена такого сухогруза для ГТЛК составляла 937,2 млн руб., а в 2021 г. – 1,1 млрд руб.

Сейчас сухогруз проекта RSD59 стоит порядка 1,7 млрд руб., говорит источник «Ведомостей» в одной из логистических компаний. Таким образом, себестоимость всей серии из 34 судов можно оценить почти в 58 млрд руб. По данным собеседника, сейчас ОСК и ГТЛК при участии правительства пытаются договориться о сокращении серии по данному контракту вдвое – до 17 судов – с сохранением прежних параметров финансирования (при оценке одного сухогруза в 1,7 млрд руб. это около 29 млрд руб. – «Ведомости»). Это позволит верфи выйти на операционную рентабельность по проекту, поясняет он.

«Ведомости» направили вопросы в «Красное Сормово», ОСК, ГТЛК и Минпромторг.

В текущих условиях рентабельная стоимость сухогруза не должна превысить 1,5 млрд руб., полагает директор по развитию медиагруппы «Портньюс» Надежда Малышева. Основная сложность для верфи – невозможность поставить нужное судовое оборудование из-за санкционной политики недружественных стран, отмечает она. Закупка оборудования у азиатских партнеров сопряжена с логистическими сложностями, что приводит к росту стоимости судов и продлению сроков строительства, а также негативно сказывается на экономической эффективности эксплуатации техники, поясняет эксперт.

 

После передачи ОСК по указу президента Владимира Путина во временное управление ВТБ в конце 2023 г. на «Красном Сормове» произошла череда отставок и назначений топ-менеджеров, напоминает собеседник «Ведомостей», знакомый с ходом переговоров. По его данным, в период смены руководства в 2023–2024 гг. завод некоторое время находился в простое, а также испытывал острый дефицит персонала.

В апреле 2024 г. совет директоров верфи досрочно прекратил полномочия генерального директора Михаила Першина. Тогда же временно исполняющим обязанности руководителя судозавода утвердили Олега Тюкаева, до того занимавшего пост заместителя по производству. В мае – июле 2024 г. врио гендиректора «Красного Сормова» был Борис Петров, ранее работавший заместителем по безопасности. В июле 2024 г. генеральным директором судозавода назначили Станислава Кругляшова, через полгода – в феврале 2025 г. – он был отправлен в отставку. Верфь тогда снова временно возглавил Петров, а пост ее исполнительного директора занял Сергей Ляшенко, заместитель гендиректора ОСК по производственной деятельности. С марта 2025 г. Ляшенко стал гендиректором предприятия.

В апреле 2025 г. гендиректор ОСК Андрей Пучков утвердил программу модернизации «Красного Сормова». Ее первый этап планируется запустить во II квартале 2025 г., объем инвестиций определен в размере 7,5 млрд руб. Среди прочего планируется обновить парк технологического оборудования, провести капремонт нескольких цехов, построить новые помещения, а также пирс и купить новый плавучий кран. Модернизация должна позволить в первую очередь выполнить имеющиеся заказы, а в перспективе – увеличить объемы производства, говорит источник «Ведомостей», знакомый с планами верфи.

Всего ОСК планирует инвестировать в развитие «Красного Сормова» 15 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 21 февраля 2025 г.). После завершения всех этапов к 2030 г. предприятие сможет выпускать ежегодно до 20 сухогрузов. Сейчас мощности завода рассчитаны максимум на 12 таких судов в год.

Для ОСК этот контракт стратегически важен как самый крупный в истории современной России заказ на строительство серии сухогрузов, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, одним из возможных итогов переговоров может стать получение верфью целевой господдержки в рамках контракта. Речь может идти о субсидировании процентных ставок или платежей, если у завода возникли дополнительные расходы при строительстве сухогрузов из-за повышения локализации, допускает он.

Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/04/24/1106358-osk-i-gtlk-obsuzhdayut-povishenie-tsen-na-suhogruzi?from=copy_text

Анекдот от профсоюза

Мужики в гараже сошлись во мнении, что если уж и брать Теслу, то дизельную и на механике!