Трудно переоценить какое сейчас значение имеет мобильный телефон в нашей жизни. Многие пользуются даже не одной, а несколькими сим-картами.
К мобильному номеру телефона сейчас привязывают аккаунты в социальных сетях, личные кабинеты и мобильные приложения банков и т.п. Но как показывает практика, а действительно ли номер нашего телефона принадлежит нам?
Что такое номер телефона и как его дают
Для начала кратко о том, что вообще из себя представляет номер телефона.
По сути, номер телефона — это уникальная группа цифр, которая присваивается абоненту сотовой связи.
У этих цифр есть своя структура:
код страны – код мобильного оператора – номер телефона (обычно 5 или 7 цифр).
Изначально оператор сотовой связи получает номер от государства. Эти правила установлены Постановлением Правительства РФ №350 от 13 июля 2004 года.
Затем операторы присваивают номер абоненту, который к ним обратился.
Государство не просто так предоставляет номер, за это операторы должны платить. Если же абонент не пользуется сим-картой длительное время, обычно 60-90 дней, то сим-карта блокируется, а номер возвращается в свободное плаванье.
Законодательство никак не запрещает повторно предоставлять номера уже другим абонентам.
Кстати, один из представителей известного оператора сотовой связи в России заявил, что сейчас практически нереально получить «чистый» номер, которым никто не пользовался.
Мы имеем чистого вида бизнес. Поскольку у операторов сотовой связи ограниченный диапазон мобильных номеров, а многие абоненты не пользуются сим-картами (не пополняют баланс, не совершают звонков и т.п.), то платить за такие номера просто так нет смысла и нужно их передать тем, кто будет постоянно пользоваться номером.
В этом и кроется главная опасность.
Какие проблемы можно ожидать
Операторы стараются максимально «стерилизовать» такой номер перед его выдачей новому абоненту, но далеко не всегда это избавляет от проблем.
Приведу пару весьма ярких примеров.
Одной женщине после приобретения сим-карты стали регулярно поступать звонки от представителей МФО, банков и коллекторов. Как оказалось, раньше номер принадлежал человеку с насыщенной кредитной историей.
Женщина уже успела привязать номер к госуслугам и некоторым аккаунтам. Уставая объяснять звонящим, что она не имеет никакого отношения к долгам, женщина обратилась к оператору, у которого приобрела сим-карту. Там лишь пожали плечами и предложили приобрести новую сим-карту с другим номером.
Приведу еще один неприятный случай.
Мужчина сделал несколько переводов своему товарищу. Но тот заявил, что ничего не получил. После этого был сделан запрос в Сбербанк по поводу того, почему не дошли денежные средства до получателя. Из ответа было видно, что к номеру телефона товарища был привязан счет на совершенно другого человека. Именно на тот счет и поступали денежные средства.
Как видим, проблемы пришла оттуда, откуда не ждали.
Как себя обезопасить
Универсального способа стопроцентной защиты нет. На сегодняшний день нет какого-либо сервиса, который точно определит историю вашего телефонного номера.
Тем не менее можно предпринять ряд способов, чтобы снизить вероятность возникновения проблем в будущем.
Во-первых, при приобретении номера, спросить, был ли номер телефона ранее использован другим абонентом. Персональные данные конечно никто не назовет, но кратко ответить «да» или «нет» могут.
Во-вторых, можно поискать в интернете, введя номер телефона. Возможно, удастся получить информацию о номере на каком-либо форуме.
В-третьих, на новые номера не привязывать личные кабинеты и мобильные приложения банков, аккаунты в социальных сетях и т.п. Лучше попользоваться номером некоторое время, чтобы убедиться в отсутствии негативной истории.
Специально для членов и партнеров Промышленного профсоюза кандидат юридических наук Бабкин М.А.
Больше интересных новостей в сфере права на нашем телеграм канале: https://t.me/pasis30