Сегодня была сложная беседа с человеком на тему обиды. Но не просто обиды, а обиды на Бога.
Обида на Бога может быть в двух случаях:
либо молитвы не бывают услышаны,
либо очень сильная боль и скорбь, которую невозможно вынести.
В первом случае Бог воспринимается как "старик Хоттабыч", который только и должен выполнять все мои требования, а иначе «будет уволен».
Вопрос о том, что у Бога тоже есть свои требования, заповеди и промысел, даже не стоит, потому что есть только я и мои желания, на остальное не стоит отвлекаться.
Это позиция не зрелая, эгоистичная и инфантильная. Перевоспитать избалованного ребёнка задача не из лёгких.
Во втором случае, если говорить о скорби, потерях и тяжёлых испытаниях, то тут всё серьёзней. В этом случае нужно вспомнить один из самых сложных евангельских эпизодов — Гефсиманское моление Христа. Состояние Христа описывается как ужас, тоска и скорбь. В этом состоянии ты или ищешь Бога или отрекаешься от Него.
«Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня» — если Бог всё может, то вполне естественно просить избавление от страданий.
о как быть, если не избавляет?
Не хочет?! Не может?! Как мне понять эту ситуацию? И мне-то что делать? В самой молитве Христа ответ один – довериться, несмотря ни на что.
Вера вообще появляется не благодаря, а вопреки страшной действительности. И в этой вере обязательно должны быть такие слова:
«Но не чего Я хочу, а чего Ты» — так можно сказать только тому, кого знаешь лучше себя, кому доверяешь больше, чем себе и кого любишь больше себя.
Но это ещё не весь ужас, ещё больший кошмар доходит до своих пределов уже на Кресте:
«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46)
даже в этих словах не отречение, но продолжение поиска Бога!
Святитель Иоанн Златоуст подчёркивает, что поиск Бога в страданиях – проявление силы, а отречение – слабость.
Парадоксальность Гефсиманской молитвы заключена в том, что здесь дерзновение соединено со смирением.
Я требую у Бога, но оставляю за Ним право решить исход дела и приму любое решение, ибо «любовь…все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (1Кор.13:7)
Доверие Богу – это, прежде всего, принятие Его таким, какой Он есть.
Дарование Ему возможности делать то, что Он хочет и как хочет. По сути, человек, доверившийся Богу подобен апостолу Петру, который идёт по воде ко Христу.
Сомнение и маловерие тут же ввергнут в морскую пучину уныния и отчаяния.
Довериться Богу, значит идти по ниточке над бездной без каких-либо гарантий. Разве это не страшно?
Конечно страшно! Но в самых тяжелых обстоятельствах жизни у нас есть только одна настоящая надежда- Бог!
Иерей Федор Шевченко, настоятель храма Михаила Архангела, специально для членов и партнеров Промышленного профсоюза.