Нужны танкеры, ледоколы и все остальное. Правительство занялось судостроением
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Нужны танкеры, ледоколы и все остальное. Правительство занялось судостроением

Нужны танкеры, ледоколы и все остальное. Правительство занялось судостроением

Президент поручил, а правительство взялось за развитие гражданского судостроения. 10 апреля опубликованы поручения Владимира Путина. 19 апреля Михаил Мишустин выдал задания шести министерствам. Суда должны быть отечественные, экономичные и технологичные. Верфей в России не хватает. Надо определить, на какие проекты перспективно давать деньги, а на какие – нет. Все должно решиться в этом году.

Задания и поручения

Поручения президента РФ по развитию гражданского судостроения в России были опубликованы 10 апреля. Владимир Путин поручил:

- создать план строительства гражданских судов на период до 2035 года с учетом платежеспособного спроса на такие суда,

- особое внимание - к строительству судов, предназначенных для экспортных поставок российской продукции,

- обеспечить конкурентоспособность судов, построенных на российских судостроительных верфях (по техническим и экономическим характеристикам),

- разработать детальную схему развития производственных мощностей отечественных верфей,

- выделить проекты по модернизации действующих и созданию новых мощностей и определить механизмы их финансирования.

Все это надо сделать до 15 июня.

19 апреля поручения министерствам раздал премьер-министр Михаил Мишустин. Отвечать за развитие судостроения будут Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития. Они должны подготовить комплексную программу, рассчитанную до 2035 года, и представить ее правительству до 25 декабря.

Минпромторгу надо до 4 сентября актуализировать Стратегию развития судостроительной промышленности с учетом ситуации на рынке судостроения.

Минпромторгу вместе с Минтрансом, Минсельхозом, Минвостокразвития и Минфином до 30 октября представить предложения по расширению программ льготного лизинга гражданских судов.

Отдельный блок поручений касается Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в состав которой входит 80% всех судостроительных мощностей России.  Минпромторгу вместе с банком ВТБ поручено до 3 июля разработать инвестиционную программу корпорации

Стабильность господдержки

Главное - насколько стабильной будет господдержка, сказал Mashnews член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной Думы РФ Дмитрий Тортев.

«С 2014 по 2022 годы мы видели «качели» в финансировании, когда цифры в поддержку тех или иных направлений регулярно уменьшались», – говорит он.

В России и сейчас действуют меры государственной поддержки судостроительной отрасли, пояснил Mashnews зам. генерального директора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов.

Постановлениями правительства РФ:

  • - возмещаются проценты по кредитам, лизинговым платежам на приобретение судов,
  • - возмещаются затраты на приобретение или строительство новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию.

Предоставляются субсидии:

  • - на строительство крупнотоннажных судов,
  • - на строительство рыбопромысловых судов,
  • - на строительство судов-краболовов,
  • - на разработку и производство судового оборудования.

Действует программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта, реализуемая АО «ГТЛК».

По словам Стоянова, сейчас ведется разработка новых мер господдержки судостроения. Это предоставление субсидий производителям критического судового оборудования, чтобы они могли предоставлять скидки покупателям. Рассматривается финансовая поддержка судостроительных предприятий Дальнего Востока. Но суммы поддержки пока неизвестны. Они обсуждаются с Минфином, уточняет эксперт.

Ранее Дмитрий Стоянов говорил Mashnews, что стратегия развития судостроения предусматривает, что все суда должны строиться в России. И только в особых случаях предусмотрена возможность строительства судов за рубежом - через специальное распоряжение правительства.

В итоге это должно повысить и спрос на отечественные суда и загрузку российских верфей. Но есть другая проблема: верфи не справляются с наплывом заказов, они загружены на несколько лет вперед.

 Надо стоить верфь

Глава ОСК и ВТБ Андрей Костин (ОСК отдано в оперативное управление банку ВТБ на пять лет) в ноябре 2023 года на встрече с президентом РФ сказал, что у ОСК много заказов: танкеры, краболовы, пассажирские суда, но удовлетворить их корпорация не в состоянии: не хватает мощностей и технологий. Требуется модернизация отрасли, нужны новые судостроительные мощности. Костин заявил, что места под новые верфи уже присмотрели – одно под Петербургом, другое – на Дальнем Востоке. Больше никакой  конкретики Андрей Костин не сообщил.

Центр технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС) провел анализ затрат на создание новой верфи в России, писал Mashnews.

Так, на постройку еще одного масштабного комплекса типа дальневосточной «Звезды» потребуется, по оценкам ЦТСС,  2 триллиона рублей. На реконструкцию верфи «Севмаша» (Северодвинск) - 360 млрд рублей. Самый экономичный проект - организовать дополнительные мощности на базе Кронштадтского морского завода (25 млрд рублей на первом этапе, последующая модернизация - до 200 млрд рублей).

Андрей Костин говорил Владимиру Путину, что в судостроительную отрасль нужно вложить от 500 млрд до 1 трлн рублей.

 

Нужны танкеры
В федеральном бюджете на 2023-2025 года было заложено 15 млрд рублей на поддержку российского флота, еще 50 млрд на эти цели планировалось выделить в 2024-2026 годах, рассказывает Дмитрий Тортев.

«Средства планировали направить на разработку российского судового оборудования, модернизацию производственных мощностей, субсидирование строительства крупнотоннажных судов и развитие рыболовного флота. Также стране необходимо построить как минимум 20 танкеров для нефтеперевозок», – говорит эксперт.

Задача постройки собственных танкеров для экспорта нефти и нефтепродуктов в условиях санкций – как никогда актуальна. Паллиативные решения вроде привлечения фрахта из дружественных стран не могут дать гарантии, что иностранные компании не изменят свое решение, опасаясь вторичных санкций, рассуждает член экспертного совета думского комитета по защите конкуренции.

«У Минтранса и Минпромторга свое видение относительно потребности судов. Минтранс в свое время заявлял о необходимости строить сухогрузы типоразмеров Handysize и Panamax, контейнеровозы грузоподъемностью до 3 тысяч TEU. Эти задачи были обозначены еще в 2022 году и актуальны на сегодня. Тем более, что финансирование для импортозамещения оборудования для этих типов судов выделено», – отмечает он.

На взгляд Тортева, в актуализированной программе развития судостроения должны быть отражены моменты, связанные как с мощностями верфей, так и с финансированием строительства неатомных ледоколов.

Для круглогодичного судоходства по Северному морскому пути «Росатому» необходимы четыре атомных ледокола и четыре дизельных ледокола (только на дизельные суда необходимо 120 млрд рублей). «Госкорпорация планирует, что строительство новых судов начнется в 2024 году, но реализация проекта может затормозиться из-за высокой ключевой ставки», - полагает эксперт.

Сейчас субсидии в основном выделяются на атомные ледоколы. Возможно, «Росатом» (выступающий и оператором Северного морского пути) решится начать строительство своей крупнотоннажной верфи. «Сейчас, насколько мне известно, госкорпорация еще только изучает экономическую целесообразность проекта и уровень спроса», – говорит Тортев.

Балтийскому заводу необходимо строительства эллинга, крытого сухого дока для большегрузных судов, где можно вести крупноблочное строительство. Это позволит сократить сроки строительства ледоколов типа 22220 с 6 лет до 2,2 года.

Для России потенциально выгоден трансграничный коридор «Север-Юг» между РФ, Индией, Ираном, который вдвое сокращает путь перевозок по сравнению с Суэцким каналом. И суда для него могли бы стать направлением господдержки. Но, как отмечает Дмитрий Тортев, коридор «Север-Юг» пока не готов к масштабным перевозкам, так как не готовы терминалы Каспийского региона и прочая инфраструктура для перевалки грузов. В Иране нет единой железнодорожной сети для того, чтобы транспортировать продукцию дальше.

«По этой причине обсуждение вопроса о том, сколько закладывать на речной транспорт для этого коридора, на мой взгляд, преждевременно», – заключает эксперт.

По материалам информационно-аналитического портала MASHNEWS.RU

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…