Это может сократить сроки строительства и упростить импорт комплектующих
Ведомости от 01.03.23
Один из крупнейших в России рыбопромышленных холдингов «Норебо» может отказаться от услуг «Северной верфи» в Санкт-Петербурге (входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) для достройки четырех траулеров. Об этом рассказали «Ведомостям» три источника на судостроительных предприятиях, факт переговоров о переносе подтвердил замдиректора «Норебо» Сергей Сенников.
Четыре из 10 траулеров, заказанных ОСК, будут достраиваться на собственной верфи «Норебо» «Пелла-стапель» в Ленобласти, уточняет один из источников.
Сенников пояснил «Ведомостям», что перенос четырех судов «находится на стадии обсуждения с заводом». По его словам, на данный момент первые пять траулеров из 10 заказанных спущены на воду и находятся на различной стадии постройки, шестой – на «стадии формирования корпуса», его «Северная верфь» должна сдать летом 2025 г. Сенников считает, что мощностей «Пелла-стапеля» достаточно для строительства траулеров проекта 170701 (серия из 10 судов длиной 81,6 м, шириной 16 м и водоизмещением 5500 т) «как на начальном этапе, так и после спуска на воду».
Серия траулеров-процессоров (предназначен для добычи водных биоресурсов с помощью трала и их заморозки) была заказана в рамках первого этапа госпрограммы инвестквот, или «квот под киль» (выделение рыболовецких квот при постройке нового судна или рыбоперерабатывающего завода). Ранее сообщалось, что сумма контракта «Норебо» на 10 судов на момент его заключения составляла 38,4 млрд руб. То есть одно судно в среднем стоило порядка 3,84 млрд руб.
Представитель «Норебо» сказал «Ведомостям», что траулеры «различаются по наполнению оборудованием, а значит, и по стоимости». Но цену заказов, которые будут перенесены на «Пеллу», не раскрыл. Начальная цена контракта не менялась, добавил он.
В процессе строительства судов затраты верфей значительно выросли из-за переноса сроков сдачи и отказа иностранных производителей поставлять уже оплаченное оборудование («Ведомости» писали об этом 20 февраля 2023 г.). Источник «Ведомостей» на одном из судостроительных предприятий Петербурга уточняет, что Выборгский судостроительный завод строит «похожие по наполнению» серийные рыболовные суда за 87 млн евро (6,9 млрд руб. при текущем курсе) за единицу. Таким образом, стоимость переведенных на «Пелла-стапель» траулеров может варьироваться от 16 млрд до 28 млрд руб.
Это уже второй случай переноса «Норебо» с мощностей ОСК рыболовных судов, создаваемых по программе инвестквот. Осенью 2022 г. на «Пелла-стапель» было переведено строительство четырех судов ярусного лова общей стоимостью 11,6 млрд руб. По словам источников «Ведомостей», завод еще не приступал к работам по этим заказам.
По данным «СПАРК-Интерфакса», «Норебо» получила контроль над судостроительной площадкой «Пелла-стапель» в марте 2022 г. До сделки предприятие входило в состав АО «Пелла» Герберта Цатурова – частного судостроительного завода, специализирующегося на заказах Минобороны и сборке буксиров.
Представитель Росрыболовства заявил «Ведомостям», что регулятор «не видит проблем» в переносе строительства с одной верфи на другую по решению заказчика, если не будет дополнительных сдвигов сроков строительства. «Перенос <...> не приведет к лишению части долей квот [в рамках госпрограммы], если не будут нарушены обязательства по договору об их предоставлении. Переоформление инвестсоглашения между Росрыболовством и «Норебо» в данном случае не требуется», – уточнил представитель ведомства.
Представитель Минпромторга сказал «Ведомостям», что нормативно-правовые акты, регламентирующие строительство в рамках программы «квоты под киль», предусматривают возможность замены верфи. И добавил, что сосредоточение денежных потоков, контроля и исполнения заказов в одних руках «увеличивает вероятность успешной реализации проекта с наименьшими издержками».
Представитель ОСК говорит, что «Северная верфь» в полном объеме построит для «Норебо» шесть траулеров-процессоров, сегодня решается вопрос о постройке на заводе корпуса седьмого судна «без достроечных работ». Завод также построит для компании «Вирма» три ярусолова проекта MT1112XL. «Верфь обеспечена рыболовными заказами до конца 2025 г. В настоящее время в трудозатратах завода доля гражданских судов достигает 40%», – добавил представитель ОСК. Целесообразность участия «Северной верфи» во втором этапе программы «квоты под киль», по его словам, будет оцениваться «исходя из загрузки с учетом гособоронзаказа».
Эксперты в целом положительно оценивают перенос строительства заказов на верфь, находящуюся вне контура ОСК. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что у предприятия вне ОСК и не находящегося под санкциями «больше возможностей для организации поставок судового комплектующего оборудования», в том числе из стран ЕС.
После начала СВО на Украине различные ограничения, в том числе на поставки сложного технического оборудования для отдельных отраслей российской промышленности, ввели США, Великобритания, ЕС, Япония, Южная Корея и ряд других стран. ОСК подпала под санкции ЕС в марте 2022 г. Они, в частности, запрещают любые транзакции или взаимодействие с компаниями из РФ, в которых доля государства превышает 50% (ОСК полностью принадлежит государству).
Консолидация крупным заказчиком судостроительных мощностей, по словам Бурмистрова, позволяет сократить сроки сдачи судов «за счет оперативного решения финансовых вопросов и ускорения согласований». При этом проблема перепроектирования судов и замены ряда комплектующих, по его мнению, сохранится.
Руководитель отдела аналитики ИАА «Портньюс» Виталий Чернов согласен, что «Норебо» целесообразнее выполнять собственные заказы на подконтрольном холдингу предприятии. Он также считает, что «Пелла-стапелю» будет проще договариваться с иностранными поставщиками судового оборудования, чем ОСК.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что заказчик строительства судов «выступает сильной стороной договорных отношений» и для него выход из договора несет меньше рисков, чем для верфи, где размещен заказ. Он добавляет, что «вероятность заставить заказчика остаться и завершить проект на конкретной верфи низкая».
Старший консультант SBS Consulting Антон Крупин полагает, что перенос строительства на собственную верфь «Норебо» не исключит рисков переноса сроков сдачи и увеличения стоимости. В частности, по его мнению, могут возникнуть сложности с различиями IТ-инфраструктуры, используемой проектным бюро и верфью. При этом у «Пелла-стапеля» уже есть опыт строительства траулеров-процессоров в рамках программы инвестквот (проект 3095), но эти суда меньше по размеру, указывает Крупин.