Негативный отзыв: могут ли с вас за него взыскать денежную компенсацию
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Негативный отзыв: могут ли с вас за него взыскать денежную компенсацию

Негативный отзыв: могут ли с вас за него взыскать денежную компенсацию

В данной публикации хотел бы рассказать о негативных отзывах на фирму/исполнителя услуг/магазин и так далее.

То есть представьте: оставили вы негативный отзыв, скажем, о сервисе, который ремонтирует телефоны: что сотрудники – хамло, фирма – криворукая, и вообще, что они мошенники, сначала одну сумму назвали, а по итогу – другую.

Оставили вы этот отзыв на какой-нибудь интернет-площадке, коих много. И вот тут встаёт вопрос: могут ли с вас взыскать какую-либо компенсацию? Например, со ссылкой на то, что ваш отзыв – порочащий честь (если физическое лицо) или деловую репутацию (если юридическое лицо).

С вводными данными разобрались, а теперь – к разбору ситуации.

Начну с того, что за саму негативную информацию (если это не оскорбления) никакой ответственности нет, а вот за НЕДОСТОВЕРНУЮ информацию – да. И лицо, в отношении которого такой недостоверный отзыв оставлен, может требовать компенсации на основании ст. 152 ГК РФ. Есть ещё и ст. 128.1 УК РФ, но её мы не рассматриваем здесь.

Как пример из моей практики: на автомастерскую оставили отзыв, что автомастерская специально ломает двигатели. Никаких документов, подтверждающих это, нет в отзыве. В итоге я помог через администрацию сайта этот отзыв удалить.

Но тут встаёт вопрос: а кто будет платить компенсацию: сервис, на котором такая информация размещена, или сам пользователь? А вот тут интересно. Верховный суд РФ уже высказался, что в таком случае ответственность несёт... сервис по размещению отзывов. В том числе даже 2GIS попал на компенсацию из-за чужого отзыва (дело А 45-35421/2021).

То есть несмотря на то что какой-то пользователь оставил отзыв, то в конечном итоге это всё было опубликовано на сервисе, который принадлежит другому лицу, которое перед публикацией, на стадии модерации обязано было проверить, а соответствует ли отзыв действительности. Т.е. если бы человек написал, что автомастерская специально повреждает двигатели, при этом приложив соответствующее решение суда или, например, соответствующее постановление прокуратуры, то в таком случае отзыв считался бы достоверным и за него компенсацию не нужно было бы платить.

Информация представлена юристом Эдуардом Чубуровым специально для членов и партнеров Промышленного профсоюза.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Человеку иногда нужно бухать, чтобы глаза отдыхали от компьютера.