На развитие беспилотной авиации до 2030 года потребуется 560 млрд рублей
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

На развитие беспилотной авиации до 2030 года потребуется 560 млрд рублей

На развитие беспилотной авиации до 2030 года потребуется 560 млрд рублей

Это позволит наращивать производство темпами 14% в год

Ведомости от 02.05.23

«Ведомости» ознакомились с проектом распоряжения правительства об утверждении стратегии развития отечественных беспилотных авиационных систем (БАС) до 2030 г. Документ определяет приоритетные направления развития БАС, параметры рынка, а также список реализуемых мероприятий, объем и источники их финансирования. Ежегодная потребность в финансировании отрасли до 2030 г. оценивается в 70 млрд руб., общая потребность – в 560 млрд руб., следует из проекта распоряжения. Источниками финансирования, согласно документу, могут быть средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов, ресурсы институтов развития, а также вложения игроков рынка и частных инвесторов.

Документ предполагает два сценария развития отрасли – базовый и прогрессивный. Базовый сценарий исходит из прироста рынка БАС в среднем на 14% ежегодно. Наибольшие объемы производства беспилотников при этом будут достигнуты в 2025–2027 гг. Прогрессивный сценарий предполагает ежегодный рост рынка в районе 25%. В проекте стратегии за основу берется именно базовый вариант.

Согласно документу, объем российского рынка беспилотников к 2030 г. должен составить 180 953 единицы, из которых 147 200 будут произведены внутри страны. В денежном эквиваленте общий объем продаж БАС оценивается более чем в 200 млрд руб. ежегодно. Производство будет увеличиваться с каждым годом – от 5700 единиц в 2023 г. до 32 500 в 2030 г.

При этом доля российских беспилотников к 2030 г. в общем объеме рынка достигнет 70%, а в объеме госзакупок – 80%. Эти же цифры озвучивал замглавы Минпромторга Василий Шпак 21 апреля на стратегической сессии по развитию беспилотной авиации в России. Сейчас доля российских беспилотников на рынке находится на уровне 37%, говорил 27 апреля на совещании по развитию БАС вице-премьер Андрей Белоусов.

Больше всего дронов потребуется для образовательной деятельности, указано в проекте стратегии. Их число вырастет с 6000 в 2023 г. до 134 752 к 2030 г. Также беспилотники понадобятся для сбора данных и дистанционного мониторинга, аэрологистики и внесения веществ для нужд сельского хозяйства. Для стимулирования спроса на беспилотники в проекте стратегии предлагается создать специальные маркетплейсы.

Реализация стратегии будет проходить в два этапа. На первом будет создана нормативная база, проект финансовых механизмов, подходы к требованиям по эксплуатации дронов и старт пилотных проектов. Все это предполагается завершить уже к 2024 г. На втором этапе – до 2035 г. – создание БАС должно стать массовым, а услуги по их использованию – активизироваться.

По данным Росавиации, на середину января 2023 г. в базе данных беспилотных гражданских воздушных судов ведомства числилось 70 000 единиц техники. При этом емкость российского рынка БАС в 2023 г. составила более 50 млрд руб., следует из проекта стратегии. Среди них доля отечественных дронов оценивается в 16–20 млрд руб., что составляет менее 1% мирового рынка беспилотной авиации.

28 апреля Минпромторг сообщил, что проект стратегии БАС на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. направлен на межведомственное согласование. Разработать стратегию поручил в декабре 2022 г. президент России Владимир Путин. В конце апреля на совещании по вопросам развития БАС Путин призвал поставить производство беспилотников на поток, а также подчеркнул, что развитие этих систем станет ключевым направлением для России.

Гендиректор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов считает сумму инвестиций в развитие российской беспилотной авиации «адекватной». Он отметил, что пока отрасль развивается в основном за счет негосударственных инвестиций, но в дальнейшем ее развитие пойдет с участием госсредств. По мнению Данилова, самый вероятный сценарий развития отрасли – прогрессивный с приростом в 25%. «Но такой рост возможен не только при увеличении внутреннего производства, но и при сохранении импорта беспилотников из дружественных стран», – добавил эксперт.

Генеральный директор «Русдронопорта» Николай Ряшин, напротив, полагает, что наиболее вероятный сценарий развития беспилотной авиации в России – базовый. Чтобы экспортировать беспилотники в другие страны, например на Ближний Восток, в Китай, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Африку, нужно повышать конкурентоспособность по сравнению с местными производителями, рассуждает он. «При этом Восточная Азия уже находится под влиянием Китая, с которым нам будет очень сложно конкурировать с точки зрения технологий и цены», – продолжил Ряшин. Один из самых простых для освоения рынков – это Ближний Восток, но с точки зрения потребления беспилотников он небольшой, заметил эксперт.

На первом этапе реализации стратегии развития беспилотной авиации акцент будет сделан на закрытие потребностей госзаказчика и крупного бизнеса, подчеркнул председатель правления группы ФТК Иван Поминов. Эксперт считает, что для развития отрасли в массовом сегменте потребуются частные инвестиции, но для этого рынок должен быть законодательно отрегулирован и обладать минимальными рисками.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…