Это позволит наращивать производство темпами 14% в год
Ведомости от 02.05.23
«Ведомости» ознакомились с проектом распоряжения правительства об утверждении стратегии развития отечественных беспилотных авиационных систем (БАС) до 2030 г. Документ определяет приоритетные направления развития БАС, параметры рынка, а также список реализуемых мероприятий, объем и источники их финансирования. Ежегодная потребность в финансировании отрасли до 2030 г. оценивается в 70 млрд руб., общая потребность – в 560 млрд руб., следует из проекта распоряжения. Источниками финансирования, согласно документу, могут быть средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов, ресурсы институтов развития, а также вложения игроков рынка и частных инвесторов.
Документ предполагает два сценария развития отрасли – базовый и прогрессивный. Базовый сценарий исходит из прироста рынка БАС в среднем на 14% ежегодно. Наибольшие объемы производства беспилотников при этом будут достигнуты в 2025–2027 гг. Прогрессивный сценарий предполагает ежегодный рост рынка в районе 25%. В проекте стратегии за основу берется именно базовый вариант.
Согласно документу, объем российского рынка беспилотников к 2030 г. должен составить 180 953 единицы, из которых 147 200 будут произведены внутри страны. В денежном эквиваленте общий объем продаж БАС оценивается более чем в 200 млрд руб. ежегодно. Производство будет увеличиваться с каждым годом – от 5700 единиц в 2023 г. до 32 500 в 2030 г.
При этом доля российских беспилотников к 2030 г. в общем объеме рынка достигнет 70%, а в объеме госзакупок – 80%. Эти же цифры озвучивал замглавы Минпромторга Василий Шпак 21 апреля на стратегической сессии по развитию беспилотной авиации в России. Сейчас доля российских беспилотников на рынке находится на уровне 37%, говорил 27 апреля на совещании по развитию БАС вице-премьер Андрей Белоусов.
Больше всего дронов потребуется для образовательной деятельности, указано в проекте стратегии. Их число вырастет с 6000 в 2023 г. до 134 752 к 2030 г. Также беспилотники понадобятся для сбора данных и дистанционного мониторинга, аэрологистики и внесения веществ для нужд сельского хозяйства. Для стимулирования спроса на беспилотники в проекте стратегии предлагается создать специальные маркетплейсы.
Реализация стратегии будет проходить в два этапа. На первом будет создана нормативная база, проект финансовых механизмов, подходы к требованиям по эксплуатации дронов и старт пилотных проектов. Все это предполагается завершить уже к 2024 г. На втором этапе – до 2035 г. – создание БАС должно стать массовым, а услуги по их использованию – активизироваться.
По данным Росавиации, на середину января 2023 г. в базе данных беспилотных гражданских воздушных судов ведомства числилось 70 000 единиц техники. При этом емкость российского рынка БАС в 2023 г. составила более 50 млрд руб., следует из проекта стратегии. Среди них доля отечественных дронов оценивается в 16–20 млрд руб., что составляет менее 1% мирового рынка беспилотной авиации.
28 апреля Минпромторг сообщил, что проект стратегии БАС на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. направлен на межведомственное согласование. Разработать стратегию поручил в декабре 2022 г. президент России Владимир Путин. В конце апреля на совещании по вопросам развития БАС Путин призвал поставить производство беспилотников на поток, а также подчеркнул, что развитие этих систем станет ключевым направлением для России.
Гендиректор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов считает сумму инвестиций в развитие российской беспилотной авиации «адекватной». Он отметил, что пока отрасль развивается в основном за счет негосударственных инвестиций, но в дальнейшем ее развитие пойдет с участием госсредств. По мнению Данилова, самый вероятный сценарий развития отрасли – прогрессивный с приростом в 25%. «Но такой рост возможен не только при увеличении внутреннего производства, но и при сохранении импорта беспилотников из дружественных стран», – добавил эксперт.
Генеральный директор «Русдронопорта» Николай Ряшин, напротив, полагает, что наиболее вероятный сценарий развития беспилотной авиации в России – базовый. Чтобы экспортировать беспилотники в другие страны, например на Ближний Восток, в Китай, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Африку, нужно повышать конкурентоспособность по сравнению с местными производителями, рассуждает он. «При этом Восточная Азия уже находится под влиянием Китая, с которым нам будет очень сложно конкурировать с точки зрения технологий и цены», – продолжил Ряшин. Один из самых простых для освоения рынков – это Ближний Восток, но с точки зрения потребления беспилотников он небольшой, заметил эксперт.
На первом этапе реализации стратегии развития беспилотной авиации акцент будет сделан на закрытие потребностей госзаказчика и крупного бизнеса, подчеркнул председатель правления группы ФТК Иван Поминов. Эксперт считает, что для развития отрасли в массовом сегменте потребуются частные инвестиции, но для этого рынок должен быть законодательно отрегулирован и обладать минимальными рисками.