Оппозиции стоит поискать мотивы для участия избирателей в выборах
Ведомости от 15.09.20
«Над такими случаями – голосование на лавочках, еще что-то – издеваются наши рафинированные шутники, которые не видят Россию, как она есть».
Элла Памфилова Председатель ЦИК
Эллу Памфилову не зря возмущает недоверие, которое выражают отдельные граждане к внедренному благодаря коронавирусу многодневному голосованию. Без таких технологий обеспечивать явку становится все тяжелее. Главный итог региональных выборов – 2020: избиратель не приходит на участки сам по себе.
В 2019 г. проявило себя «Умное голосование» политика Алексея Навального: на волне протеста, связанного с недопуском большого числа кандидатов на выборы, в Мосгордуму было избрано 20 кандидатов, на которых прямо указал Навальный. После столичного успеха сложнее оценить эффективность «Умного голосования» в регионах. Пример Томска, где из 27 депутатов, избранных по одномандатным округам, 19 были поддержаны сторонниками Навального, пока не кажется достаточно показательным. Во-первых, в городе с выборов 2015 г. и так сильно упал результат «Единой России». Во-вторых, нынешние томские выборы проходили при чрезвычайно низкой явке (менее 20%).
В результате для избрания каждого из депутатов в одномандатных округах достаточно было чуть более 1000 голосов. Например, глава штаба Навального в Томске Ксения Фадеева выиграла голосами 1171 избирателя из 12 303, а выбранный «Умным голосованием» яблочник Артем Канарев – голосами 1365 избирателей из 14 486. Этого хватило, но такое количество голосов меньше, чем требуется для победы на муниципальных выборах в Москве. Кандидатам от «Умного голосования» помогло то же самое, что практически позволило Навальному в 2013 г. выйти во второй тур на выборах мэра Москвы, – низкая явка, из-за которой провластный избиратель, решив, что переизбрание кандидата власти – технический вопрос, шел на участки без особого фанатизма.
Угрозой для «Умного голосования» на выборах в Госдуму может стать не только пассивность избирателей. В 2021 г. не будет чисто городских округов – они будут размыты селом, напоминает политолог Михаил Виноградов. Важно это вот почему. В 2020 г. недовольство граждан оказалось не повсеместным, а сосредоточилось в городах – там партия власти стала играть роль громоотвода, в то время как в селах с начала 2000-х голосуют за власть, говорит политолог Константин Калачев.
Так, за единороссов в воронежской облдуме проголосовало 497 649 избирателей (список набрал 61,8% голосов), тогда как на выборах в гордуму Воронежа «Единую Россию» поддержало только 53 775 (37,11%). Еще более показательно настрой людей характеризуют выборы в Тамбовской области, где триумфальная победа губернатора Александра Никитина с 86,5% была в значительной части обеспечена голосами из-за пределов областного центра: там его поддержало до 42% избирателей.
Как показали выборы губернаторов в 18 субъектах Федерации и 11 региональных заксобраний, кремлевские политтехнологи научились давать нужный результат там, где он от них требуется. Выборы 2020 г. стали репетицией больших выборов 2021 г.: и многодневное голосование, и то самое «голосование на пеньках» (т. е. на придомовых территориях) позволят привести к урнам тех избирателей, которые проголосуют правильно. Зато такие правила игры отпугнут от участия в выборах тех, у кого они и без того не пользуются большим доверием. И кандидатам нужно искать новые аргументы, чтобы заставить их прийти на участки.