Оператор сдает в аренду бытовые кондиционеры
Ведомости от 08.06.21
МТС начала устанавливать кондиционеры Daichi в Москве, Подмосковье, а также в Ростове-на-Дону в порядке эксперимента – он продлится до конца лета, а затем планируется масштабировать его на другие регионы, рассказал «Ведомостям» представитель оператора Алексей Меркутов. Компания предлагает климатические системы, рассчитанные на обслуживание площадей от 20 кв. м (стоимость аренды такого устройства – 4999 руб. в год) до 50 кв. м и более (6999 руб.). Через 5–7 лет таких платежей (в зависимости от условий контракта) кондиционер переходит в собственность пользователя. Заказать кондиционер можно через мобильное приложение «МТС Cashback». В сезон (лето и начало сентября) МТС планирует предоставить по подписке до 10 000 кондиционеров, утверждает Меркутов.
Если клиент намерен отказаться от сплит-системы в первые два года аренды, он должен будет заплатить оператору 150% годовой стоимости подписки (т. е. почти 7500 руб. в самой дешевой комплектации). При отказе на 3–7-м году надо будет заплатить годовую стоимость аренды устройства, т. е. минимум 4999 руб. Естественно, оборудование надо будет вернуть.
Для сравнения: на «Яндекс.Маркете» стоимость новых кондиционеров (без доставки и монтажа), рассчитанных на помещение чуть более 20 кв. м, начинается примерно от 16 000 руб.
Доставка и монтаж в Ростове входят в стоимость подписки на кондиционер, а в Москве монтаж оплачивается отдельно, в подписку входит только доставка, объясняет Меркутов: «К тому же мы будем предлагать пользователям высокофункциональное оборудование». Кондиционер будет оснащен системой удаленной диагностики Daichi, ее можно будет активировать со смартфона, в ней есть и такие функции, как включение кондиционера при приближении пользователя на определенное расстояние к дому, следует из описания продукта.
По мнению Меркутова, подписка на кондиционеры укладывается в экосистемную логику развития МТС, среди прочего предполагающую продажу абонентам по подписке товаров и услуг, не имеющих к связи и высоким технологиям прямого отношения: «В данном случае мы, по сути, продаем холодный воздух по подписке». Другим примером подобного сервиса Меркутов называет совместный проект МТС и «Лукойла», запущенный в мае этого года: заплатив оператору 5900 руб., абонент может заправиться на АЗС нефтяной компании на 6500 руб. и получить при этом бесплатный доступ к цифровым продуктам МТС – антиспам-услуге, музыкальному стримингу и облачному хранилищу данных.
В планах МТС – выход и на другие рынки. Например, в мае этого года стало известно, что оператор рассматривает покупку сервиса проката электросамокатов Lite и еще нескольких подобных структур.
По данным торгово-производственного холдинга «Русклимат», в 2020 г. в России было продано 1,92 млн сплит-систем на сумму около $1,2 млрд.
Арендовать те или иные товары предлагают и другие сотовые операторы. «Tele2 предлагает клиентам почасовую аренду портативных зарядных устройств. Арендовать и оплатить Power Bank можно через специальное приложение, – рассказывает его представитель Дарья Колесникова. – При оценке проектов мы учитываем их релевантность бренду Tele2. Для нас важно, что сервис аренды аккумуляторов комплементарен основному бизнесу оператора».
«МТС может предложить климатическую технику своей аудитории, изучив big data, проанализировав запросы пользователей, но следует помнить, что как минимум 35 000 руб. за кондиционер – достаточно высокая цена даже с учетом установки, – отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. – Кроме того, МТС – не самый сильный бренд на конкурентном и очень фрагментированном рынке климатической техники. Помимо крупных розничных сетей на нем присутствуют небольшие специализированные фирмы».
Сейчас цены на сплит-системы и их установку невелики, целесообразнее покупать их за наличные или в кредит, полагает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников: «Хотя определенную аудиторию арендаторов среди своих абонентов вполне возможно привлечь».
Как и владельцы других экосистем, а также географически распределенных розничных сетей, МТС пытается привлечь внимание клиентов к дополнительным продуктам и услугам – так же действует, к примеру, Сбербанк, рассуждает директор по стратегическому маркетингу «Русклимата» Мина Хачатрян: «Оператор делает ставку на то, что клиент может совершить ситуативную или даже экстренную покупку, именно такой в летнюю жару зачастую может быть кондиционер, его арендатор в такой климатической ситуации не всегда будет думать о стоимости владения». При этом потенциальному пользователю кондиционера зачастую некомфортно сразу выложить за устройство 60 000 руб. и выше, продолжает Хачатрян: «Поэтому тех, кто возьмет оборудование в аренду, может оказаться достаточно. С одной стороны, это люди, которые уверены в своих перспективах быстрого роста и которым главное – пересидеть жаркое лето, а с другой – те, у кого прямо сейчас не хватает денег на приличный кондиционер».
По словам Хачатрян, именно такой логики придерживаются, к примеру, клиенты микрофинансовых организаций.