В Российский Красный Крест поступило более 1500 заявок от жителей региона на поиск родственников
Ведомости от 20.08.24
Мошенники начали вымогать у жителей Курской области деньги за информацию о близких, пропавших в регионе, сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы Российского Красного Креста (РКК). Жители области с 11 по 19 августа подали в организацию более 1500 заявок с просьбой установить связь с исчезнувшими близкими, 100 из них были найдены, уточнил он.
Поисковый отряд «Лиза алерт» с начала августа получил 779 заявок на поиск пропавших в Курской области, 111 из них закрыты со статусом «Найден. Жив», рассказал «Ведомостям» представитель пресс-службы объединения. При этом среди заявок могут быть и повторные – например, когда заявки по пропавшему поданы сразу несколькими людьми или через разные организации, уточнил сотрудник пресс-службы РКК.
На прошлой неделе соцсеть «В контакте» по решению Генпрокуратуры от 9 августа заблокировала группу «Суджа – поиск людей», в которой публиковалась информация о пропавших жителях региона. 14 августа оперштаб Курской области также призвал жителей региона не публиковать данные о пропавших близких в целях безопасности, заявление опубликовано в Telegram-канале областного правительства. «Центр информационно-психологических операций (ЦИПсО) активно собирает такие сведения для шантажа и распространения дезинформации», – утверждалось в сообщении оперштаба.
По словам представителя РКК, нарушители сообщают курянам о том, что их родственник найден, и называют особые приметы разыскиваемого, например черты лица. Случаи вымогательства возникают в том числе из-за того, что родственники публикуют информацию о пропавшем в социальных сетях, уточнил представитель организации.
Из-за участившихся случаев мошенничества «Лиза алерт» перестала публиковать данные об исчезнувших людях в Курской области, сообщил поисковый отряд 15 августа на своем сайте. РКК никогда не публикует информацию о потерянных гражданах, уточнил представитель организации.
Волонтеры «Лиза алерт» продолжат работу по заявкам о пропавших курянах в закрытом формате, уточняется на сайте отряда. При этом публичные данные «очень важны» для получения свидетельств о потерянных людях, отмечается там. Сотрудник пресс-службы поискового отряда не уточнил «Ведомостям», какие инструменты поиска используются в Курской области, после того как данные перестали открыто публиковать.
Ни одна волонтерская организация на территории Курской области не берет деньги за розыск пропавшего человека, заявил сотрудник пресс-службы РКК. Если человек потерял связь с близким в приграничном регионе, ему необходимо подать заявку в РКК (по номеру 8-800-250-56-29), сказал он.
Чем больше пропавших людей, тем больше вероятность, что будут активизироваться разного рода мошенники, сказала «Ведомостям» директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова. «Сейчас их [пропавших] больше – мы сталкиваемся с мошенниками чаще. Это просто математика», – сказала она. Рост активности злоумышленников связан, в частности, с тем, что сейчас сфера благотворительности перестала быть только сферой помощи, превратившись в рынок, пояснила Мерсиянова. «Там, где есть рынок и есть, чем поживиться, всегда появляются мошенники», – подчеркнула она. Для того чтобы противостоять мошенническим действиям, государству необходимо более серьезно включиться в этот вопрос, считает Мерсиянова. Также стоит больше заниматься просвещением граждан, повышая их информированность, заключила Мерсиянова.
В кризисных ситуациях люди более подвержены действиям мошенников, чем обычно, сказал «Ведомостям» социальный психолог Алексей Рощин. Сейчас граждане атомизированы и разобщены – такая обстановка является хорошей почвой для активных действий со стороны злоумышленников, подчеркнул он. Те, у кого пропали родственники, ждут помощи от кого угодно, «цепляясь за каждую веточку», именно поэтому они вступают в контакты со злоумышленниками, пояснил Рощин. Противодействовать этому можно посредством более широкой информационной кампании по борьбе с телефонными мошенниками, согласился он с Мерсияновой.
«Ведомости» направили запрос в Генпрокуратуру России, Роскомнадзор, а также в правительство Курской области и управление МВД по региону.