Студенты и сотрудники АГТУ разработали робототехнический комплекс для мониторинга водных экосистем. В числе компонентов системы безэкипажное судно, телеуправляемый подводный аппарат и беспилотный летательный аппарат вертолетного типа.
Проект, инициированный два года назад, получил развитие: теперь в числе компонентов системы не только безэкипажное судно, но и телеуправляемый подводный аппарат и беспилотный летательный аппарат вертолетного типа. Робототехнический комплекс спроектирован по принципу модульной платформы, что позволяет подключать и дистанционно управлять различным научным оборудованием.
В зависимости от задач, поставленных заказчиком, комплекс способен проводить оценку экологического состояния вод, определять расходные характеристики воды в водоемах и производить оценку биомассы, вести поиск различных объектов под водой, производить инженерно-гидрографические изыскания, картографирование дна, мониторинг стационарных подводных объектов, трубопроводов и сооружений.
Первый компонент комплекса – безэкипажное судно, прототип которого получил название «Севрюга» и доказал свою эффективность в процессе ходовых испытаний в 2022 году. С помощью построенных эхолотом устройства карт рельефа дна можно контролировать состояние судоходных каналов, оценивать скорость обмеления в ключевых областях, следить за качеством проведенных дноуглубительных работ, давать заключение о возможности организации рыбных хозяйств и объектов промышленного рыбоводства.
Второй компонент комплекса – телеуправляемый подводный аппарат, который модернизировали студенты и сотрудники АГТУ. Особенность аппарата в улучшенной конструкции корпуса, позволяющей размещать дополнительные функциональные модули в зависимости от комплектации под конкретные задачи рыбной отрасли.
В планах разработчиков внедрение в комплекс третьего компонента – беспилотного летательного аппарата вертолетного типа. Уникальная комбинация со связующим компонентом в виде безэкипажного судна позволит решать полный спектр задач от проведения научно-исследовательские работ до получения необходимой оперативной информации.
За более чем 10 лет университет сформировал необходимые компетенции и создал материально-техническую базу для изготовления и тестирования опытно-промышленных образцов. Новизна разработки подтверждается полученными патентами: с начала работы над проектом было зарегистрировано 8 патентов на полезные модели, а в 2024 году поданы новые заявки на патенты.
Научный руководитель проекта, заведующий кафедрой «Электрооборудование и автоматика судов», к.т.н., доцент Кушнер Г.А. уверен, что разработка автономных морских роботизированных систем значительно повысит уровень автоматизации в рыбной отрасли и улучшит качество научно-исследовательских работ.
Корпункт Промышленного профсоюза в ИМТЭТ.