Эксперты предлагают для решения этого вопроса увеличить миграционные потоки и привлечь другие министерства
Ведомости от 31.07.23
Для снижения напряженности на рынке труда Минтруд принимает ряд мер, среди которых переобучение сотрудников для работы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК), размещение вакансий на государственном портале «Работа в России» и субсидирование найма безработных, следует из письма замминистра труда Елены Мухтияровой членам Российской трехсторонней комиссии. Документ есть у «Ведомостей». Кроме того, государство софинансирует работодателям переезд квалифицированных сотрудников в другие регионы, но эта мера, по данным министерства, не пользуется спросом – 98 274 человека получили предложение переехать для трудоустройства, но согласились рассмотреть его только 112, а релоцировались лишь 19 граждан.
Всего на начало лета центры занятости населения по программе субсидирования найма выдали 47 035 направлений на работу, по которым получили должность 17 182 гражданина. В мае 2023 г. численность рабочей силы в стране составляла 75,8 млн человек, из них безработные – 2,4 млн, следует из данных Росстата. Уровень безработицы снизился до рекордно низкого значения в 3,2%. Власти и эксперты сходятся на том, что отечественный рынок труда сегодня находится в ситуации кадрового голода. На этом фоне рекордно увеличиваются реальные зарплаты – в апреле их рост превысил 10% год к году.
«Сегодня большой дефицит наблюдается в обрабатывающей промышленности, большой дефицит в инженерных кадрах», – заявил 6 июля министр труда Антон Котяков. Глава регулятора Эльвира Набиуллина одной из причин повышения ставки в июле назвала рекордно низкую безработицу и исторически высокую загрузку мощностей – это указывает на то, что дальнейший рост производства ограничен. По словам председателя ЦБ, этому также способствует дефицит на рынке труда. По данным мониторинга Центробанка, около 75% компаний в машиностроении заявили о нехватке персонала.
Сейчас на правительственном портале «Работа России» представлено порядка 1,8 млн предложений для соискателей, каждая третья вакансия – в промышленно-производственном секторе, сообщил «Ведомостям» представитель Минтруда. В июне 2023 г. на сайте было размещено 493 880 вакансий для рабочих специальностей (против 402 812 в июне 2022 г.), для инженеров – 47 419 позиций (против 41 672).
Кроме того, 38 000 человек уже завершили обучение «по востребованным на локальных рынках труда профессиям», еще 91 000 проходят переквалификацию сейчас. Всего программа должна охватить 140 000 граждан, отметили в министерстве.
Для субсидирования найма безработных направили заявки 19 000 работодателей, по этой схеме уже трудоустроено 30 000 сотрудников. Планируется, что всего их будет 53 000, уточнил представитель.
Еще одна мера – направление на общественные и временные работы безработных и тех, кто находится под угрозой увольнения. По данным Минтруда, к ним уже приступили 77 000 россиян (при лимите программы в 159 000 человек). Еще около 1300 работников ОПК направлены на переподготовку (при лимите в 12 250 граждан).
До 50% кадров с высшим образованием для оборонно-промышленного сектора обеспечивается через целевое обучение, уточнил «Ведомостям» представитель Минпромторга. В настоящее время его проходит свыше 15 000 человек. «Активно развивается корпоративная система дополнительного профессионального образования. Ежегодно более чем в 140 учебных центрах, созданных на предприятиях ОПК, проходит обучение около 80 0000 работников», – сообщили в министерстве.
Кадровый голод
Текущие меры по снятию напряжения на рынке труда позволяют локализовать проблемы, но не решают их полностью, подчеркнул секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов. При этом Минтруд в одиночку не в состоянии справиться со всеми назревшими вопросами, решения должны быть комплексными. «Текущая ситуация дефицита на рынке труда выявила необходимость изменения подхода к управлению на уровне рынка труда, сферы образования и подготовки кадров», – сказал Соколов. Например, целевой набор в университетах должен быть увязан не только с нынешними запросами работодателей, но и с перспективами развития экономики и ее будущими потребностями. А система трудовой мобильности, которая на данный момент «вообще не работает», требует участия Минстроя. По его словам, одна лишь высокая зарплата не может мотивировать многих людей на переезд, необходимо предлагать им жилье и развитую социальную инфраструктуру.
Профессор Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков отметил, что центры занятости сегодня воспринимаются россиянами как «декоративные органы» и для преодоления этой проблемы необходимо обязать работодателей сообщать им обо всех возникающих вакансиях. Сегодня компаниям рекомендовано это делать, но предписание можно и не выполнять. По данным Росстата, в мае 2023 г. только 22,7% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в органы службы занятости населения.
Решение проблемы кадрового голода на рынке труда может быть в автоматизации и роботизации производственных и управленческих процессов, считает председатель общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. «Те же оборонные предприятия сегодня получили много заказов, некоторые из них работают в три смены, повышают зарплаты. Происходит отток кадров в эту сферу. Недостаток работников ощущают все отрасли в стадии роста. Туризм, например», – добавил он.
Острая нехватка сотрудников касается в первую очередь линейного персонала, уточнил Калинин. Поэтому целесообразным он считает привлечение дополнительных миграционных потоков в страну. «Мы предлагали и будем предлагать в отношении Северной Кореи. Это крайне актуально для Дальнего Востока», – пояснил руководитель объединения, имея в виду открытие возможностей для трудовой деятельности граждан КНДР.
Рынок труда с 2022 г. находится в перегретом состоянии, отмечает автор Telegram-канала «Твердые цифры» экономист Родион Латыпов. Симптомом он назвал динамику зарплат – в реальном выражении они растут с октября 2022 г. По расчетам эксперта на основе данных Росстата, разница между предложением труда (т. е. экономически активным населением) и спросом на него (т. е. суммой числа занятых и потребностями предприятий в работниках) в мае составляла 600 000 человек.
Нехватка рабочих рук по отраслям фронтальная, заявил Латыпов, ссылаясь на данные мониторинга предприятий Банка России. Из документа следует, что в 2023 г. обеспеченность работниками была минимальна с I квартала 2020 г., а наиболее заметно это в промышленности, обработке и транспорте. При этом ЦБ не опрашивает предприятия сектора «госуправление и обеспечение военной безопасности», а отток рабочей силы именно в этот сектор был заметным. По оценке Латыпова, с сентября по декабрь 2022 г. число занятых в экономике в целом снизилось на 500 000 человек с коррекцией на сезонность, занятых же в «госуправлении и обеспечении военной безопасности» стало больше на 450 000.
По мнению эксперта, отдельные секторы оттягивают на себя рабочую силу за счет высоких зарплат, остальные вынуждены пытаться противостоять этому оттоку – и важным инструментом здесь также становится рост оплаты труда. Такая динамика влечет усиление потребительского спроса, который, в свою очередь, становится источником инфляционного давления. «Дефициты на рынке труда никуда не исчезнут, пока отдельные отрасли не перестанут испытывать повышенную потребность в занятых», – отметил экономист, добавив, что по итогам года зарплаты могут вырасти на 5%.
Согласно прогнозу Минэкономразвития, реальные зарплаты увеличатся в этом году на 5,2%. Инфляция, по ожиданиям министерства, составит в конце этого года 5,3%, а с 2024 г. вернется к таргету. Среднегодовой уровень безработицы, согласно документу, будет на рекордно низких уровнях – 3,5% с 2023 по 2026 г.