Минтранс России разработал комплекс мер, направленных на поэтапное ограничение эксплуатации ветхого флота в российских портах. Ключевое предложение — до 2030 года запретить заход в морские порты страны иностранных судов старше 40 лет. Инициатива также ужесточает требования к судам старше 30 лет и меняет правила страхования морской ответственности.
Основные предложения Минтранса
Ведомство предлагает дифференцировать право захода в порты в зависимости от возраста и флага судна. Планируется, что конкретные типы судов, которые попадут под ограничения, установит правительство.
Главные изменения:
Для иностранных судов: Поэтапный запрет на заход в российские порты судов возрастом более 40 лет. Полный запрет планируется ввести до 2030 года.
Для российских судов: Суднам под флагом РФ старше 30 лет потребуется проходить ежегодное техническое освидетельствование в Российском морском регистре судоходства (РМРС) вместо действующего сейчас раз в пять лет.
Для иностранных судов старше 30 лет: При заходе в порт потребуется предъявлять свидетельство РМРС, выданное не более чем за полгода до визита.
Повышение расходов: Введение прогрессивной шкалы портовых сборов для всех судов старше 30 лет.
Новые правила страхования: Повышение минимальных страховых сумм по гражданской ответственности судовладельцев. Страхование должно осуществляться через компании из реестра Минтранса, способные производить выплаты в финансовой системе России.
Почему это необходимо?
Инициатива вызвана значительным износом флота, обслуживающего российские перевозки, и связанными с этим рисками.
Проблема старения флота: Основу российского торгового флота составляют суда с большим износом. Около 70% судов, включая морские и речные, эксплуатируются более 25 лет. В апреле 2025 года председатель совета директоров ОСК Андрей Костин оценивал, что в российских водах работает более 10 000 судов старше 25 лет при общем размере гражданского флота около 12 000 единиц.
Безопасность и экология: По данным ОСК, анализ катастроф за последние 15 лет показал, что аварии с судами старше 40 лет приводили к человеческим жертвам и серьезным экологическим последствиям. Старые суда менее надежны, потребляют больше топлива и часто не соответствуют международным экологическим нормам.
Дисбаланс в перевозках: Хотя под российским флагом в порты заходит больше судов (9986 из 14 992 в 2024 году), крупнотоннажные перевозки обеспечиваются иностранным флотом. Из 2115 судов вместимостью более 30 000 куб. м лишь 54 были под российским флагом. Сформировалась практика перевода старых российских судов под "удобные" иностранные флаги для продолжения их эксплуатации.
Реакция рынка и позиции сторон
Инициатива Минтранса нашла как поддержку, так и столкнулась с критикой.
Поддержка: Минпромторг концептуально поддерживает идею, отмечая необходимость создания спроса на отечественные суда для загрузки российских верфей. ОСК также выступает за ограничение использования "ветхого" флота.
Опасения отрасли: Против резких ограничений выступает Росрыболовство, считая нецелесообразным ограничивать эксплуатательность технически исправных судов рыбопромыслового, научно-исследовательского и аварийно-спасательного флота.
Экономические риски: Аналитики предупреждают, что резкое вытеснение старого флота может привести к нехватке тоннажа и росту ставок, поскольку судовладельцы не смогут быстро обновить флот из-за дороговизны нового строительства и высоких процентных ставок. Для смягчения последствий предлагается субсидировать до 50% стоимости новых судов.
Заместитель министра транспорта Александр Пошивай заявил, что ограничения будут вводиться с длительным переходным периодом. До 2030 года замены потребуют 1714 судов. Это должно дать рынку время на адаптацию, а судостроительным верфям — возможность планировать загрузку.
Таким образом, предложения Минтранса направлены на повышение безопасности судоходства и стимулирование обновления флота, однако их реализация потребует взвешенного подхода и учета интересов всех участников рынка.
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/09/29/1142597-mintrans-predlozhil-printsipi-regulirovaniya-ekspluatatsii-vethogo-flota?from=copy_text