С первых дней войны Производственная площадка «Астраханское судостроительное производственное объединение» (АСПО, входит в АО «Южный центр судостроения и судоремонта»; в 1930–1945 годах — судоремонтный завод имени Сталина; с 1945 года — Астраханский судостроительно-судоремонтный завод имени Сталина; до этого — завод № 638 имени Сталина) была переориентирована на выпуск военной продукции.
В ноябре 1941 года на заводе была заложена первая серия бронекатеров проекта 1124. Бронекатера были небольшими, но надёжно защищёнными и хорошо вооружёнными. Они имели две танковые артиллерийские башни со скорострельными орудиями и бронированные артпогреба. На боевой рубке крепилась башня со спаренной установкой крупнокалиберных пулемётов. Два мощных двигателя по 850 л.с., работающих на два гребных винта, обеспечивали скорость хода до 21 узла. У них также были устройства для постановки мин и дымовых завес.
В августе 1942 года на воду был спущен последний бронекатер первой серии и заложены новые, конструктивно улучшенные. Они оборудовались реактивными артиллерийскими установками «24-М-8» — В августе 1942 года на воду был спущен последний бронекатер первой серии и заложены новые, конструктивно улучшенные. Они оборудовались реактивными артиллерийскими установками «24-М-8» — «Катюши», башенно-палубного типа. Такие установки комплектовались 24 реактивными снарядами калибра 82 мм. Дальность их действия достигала пяти с половиной километров.
В октябре 1942 года на завод пришло письмо от командования речной военной флотилии, которое было зачитано на общезаводском митинге.
«Коллектив завода, — говорилось в нём, — построил Военному Морскому Флоту прекрасные боевые корабли, которые сейчас выполняют ответственные задания командования по защите нашей могучей непобедимой Родины. Механизмы и вооружение, созданные руками рабочих, мастеров и инженеров, работают безотказно и получают хорошую оценку среди личного состава кораблей. В торжественный день подъёма Военно-Морского флага СССР на последнем корабле первой серии выносим благодарность от имени службы директору завода Я.С. Сатановскому, парторгу ЦК ВКП(б) А.А. Рясному, главному инженеру П.И. Ермолаеву, строителю А.Н. Каменецкому и всему коллективу завода».
Бронекатера постройки 1943-1944 годов переправлялись по железной дороге в состав Азовской, Днепровской и Дунайской военных флотилий. Они получали хорошую оценку моряков и широко использовались в боевых операциях. Их боевой путь проходил через решающие бои за Керчь, Киев, Минск, Измаил, Комарно, Будапешт, Братиславу и Вену.
С каждым годом войны завод сокращал сроки сдачи бронекатеров. К примеру, был применен принцип поточности и звеньевая разбивка заказов. За счет этого появилась возможность привлечения малоквалифицированных рабочих: многие судостроители на бронекатерах уходили на фронт.
Публикация подготовлена при поддержке "Южного центра судостроения и судоремонта".
Информация представлена Союзом машиностроителей России, партнером Промышленного профсоюза.