Из них бюджетные траты составят 501 млрд рублей
Ведомости от 27.06.24
Совокупные расходы на нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2025–2030 гг. могут составить 3,56 трлн руб. в базовом сценарии. Из федерального бюджета на эти цели предлагается выделить 501,1 млрд руб. Это следует из материалов к стратегической сессии правительства по туризму, которая прошла 25 июня. Документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил федеральный чиновник.
Наибольшую сумму – 2,8 трлн руб. – правительство планирует привлечь из внебюджетных источников. Также предполагается, что из региональных бюджетов на нацпроект будет направлено в 2025–2030 гг. 260 млрд руб. в базовом сценарии.
Всего в рамках нацпроекта планируется реализовать 15 мероприятий. Наибольшие расходы планируются на льготное финансирование – 186,7 млрд руб., программу «Пять морей и озеро Байкал» (предполагает создание новых морских курортов и инфраструктуры для отдыха в девяти регионах) – 103 млрд руб., а также единую субсидию регионам (57 млрд руб.). На строительство модульных гостиниц в России предлагается выделить 35 млрд руб. – из этой суммы в 2025–2027 гг. предусмотрено 15 млрд руб., в 2028–2030 гг. – 20 млрд руб.
В обновленном нацпроекте предлагается сохранить эффективные и популярные у бизнеса меры поддержки, отметил министр экономического развития Максим Решетников на стратсессии 25 июня. Он отметил, что до 2030 г. в центре внимания должны находиться не только действующие приоритеты, такие как, например, строительство номерного фонда, но и новые – в частности, рост транспортной доступности, кадровое обеспечение, производство оборудования, цифровизация отрасли.
На стратегической сессии под руководством премьер-министра Михаила Мишустина обсуждалось несколько вариантов финансирования мероприятий обновленного национального проекта «Туризм и гостеприимство», сообщил «Ведомостям» представитель Минэка. Ранее президент поручил выделить на поддержку нацпроекта по туризму до 2030 г. не менее 403 млрд руб. и направить на эти цели часть дополнительных доходов от повышения пошлин на вино из недружественных стран.
Финансирование национального проекта по туризму будет зависеть, в том числе, от величины собранных пошлин и утвержденной пропорции — какая часть доходов будет направлена на туризм, указал собеседник. Окончательное решение о размере финансирования нацпроекта принимается правительством в рамках бюджетного процесса, сообщил представитель Минэка.
Параметры финансирования новых национальных проектов находятся на стадии проработки совместно с правительством и другими органами власти, сообщил представитель Минфина.
Федеральные проекты
Согласно материалам, национальный проект будет состоять из пяти федеральных: «Создание номерного фонда, инфраструктуры и новых точек притяжения», «Пять морей и озеро Байкал», «Производство отечественной продукции для туристской индустрии», «Туристическая привлекательность страны», «Кадры для туризма».
Наиболее дорогой для бюджета – «Создание номерного фонда, инфраструктуры и новых точек притяжения», он потребует в базовом сценарии 370 млрд руб. Целевой показатель для федерального проекта – создание 214 000 новых номеров – до 1,5 млн.
Федеральный проект «Туристическая привлекательность страны» потребует из бюджета 23,4 млрд руб. Основная цель – увеличить численность ежегодных поездок иностранных туристов с 4 млн в 2023 г. до 16 млн в 2030 г. В стоимостном выражении экспорт туристических услуг должен вырасти с $3,1 млрд до $9,3 млрд. Минэк определил 17 приоритетных стран для въездного туризма с Ближнего Востока (Бахрейн, Египет, Турция, ОАЭ, Израиль), из Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Вьетнам, Индонезия) и Восточной Азии (Китай и Корея).
Федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал» предполагает создание круглогодичных курортов с посещаемостью 7,4 млн поездок к 2030 г. Это, в частности, такие курорты, как «Белая дюна» в Калининграде, «Санкт-Петербург марина», «Золотые пески. Крымская ривьера», «Приморск» в Запорожье, «Новая Анапа», «Каспийский прибрежный кластер» в Дагестане, «Волшебный Байкал» в Иркутской области и Республике Бурятии, «Приморье» вблизи Владивостока.
Совокупные расходы на их строительство составят 542 млрд руб. с учетом создания инфраструктуры (автодороги, электроснабжение, газ, причалы, ЖКХ и проч.) и поддержки инвестиций (льготная ставка по кредитам и вхождение государства в капитал «Туризм.РФ»). Из бюджета на эти цели планируется выделить 103 млрд руб., из дополнительных источников, которыми могут служить программы дорожного строительства, списание бюджетных кредитов регионам, инфраструктурные бюджетные кредиты, инвестиционные программы монополий, – еще 467 млрд руб.
Федпроект «Производство отечественной продукции туристской индустрии» описывает потребность туристической отрасли в оборудовании до 2030 г. и не предполагает расходов из бюджета. В материалах обозначено, что необходим выпуск 16 000 туристических автобусов до 2030 г., 275 снегоуплотнительных машин, 1526 систем для искусственного снегообразования, 293 канатных дорог, 661 единицы оборудования для парков развлечений и 213 прогулочных, экскурсионных и круизных судов.
На федеральный проект «Кадры для туризма» планируется выделить 4,2 млрд руб. Дополнительные потребности в кадрах в сфере туризма Минэк оценивает в 400 000 человек к 2030 г. Решать проблему нехватки сотрудников планируется за счет образовательных программ в регионах, практикоориентированного обучения по продвижению турпродукта на зарубежные рынки и создания ресурсного центра подготовки кадров для индустрии гостеприимства.
Риски реализации
В консервативном сценарии на нацпроект потребуется 3,12 трлн руб. Из федерального бюджета в этом случае выделят на 100 млрд руб. меньше – 403,2 млрд руб., из региональных бюджетов потребуется 238 млрд руб., из внебюджетных источников – 2,5 трлн руб.
В качестве возможных рисков Минэк называет повышение ключевой ставки и, как следствие, недофинансирование программы льготного кредитования. Еще одним препятствием для развития отрасли может стать резкое укрепление рубля, которое приведет к росту выездного туризма и снижению внутреннего.
Также в числе рисков называется недостаток финансирования мероприятий нацпроекта, а значит, недостижение целевых показателей. Еще одной возможной сложностью Минэк называет снижение количества самолетов и подвижного состава.
Сумма, которую государство планирует выделить в рамках профильного нацпроекта, беспрецедентна для туристической отрасли, но недостаточна с учетом амбициозности задач, которые сейчас перед ней стоят, считает президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. Для того чтобы туризм продолжал развиваться, необходимо вкладывать деньги одновременно в множество направлений. В этой отрасли, как и в ряде других, сейчас нехватка кадров, поэтому нужно направить часть ресурсов на подготовку сотрудников, говорит Волков. Кроме того, необходимо ускорять процесс реализации инвестиционных проектов: сейчас этап согласования может длиться несколько лет, за которые многие аспекты проекта успевают устареть, говорит он.
Государству предстоит комплексно решать проблему развития необходимой инфраструктуры, так как зачастую на территории с туристическим потенциалом нет дорог или газоснабжения, продолжает Волков. По его мнению, необходимо также вкладывать средства в продвижение отечественного туристского продукта и развитие сопутствующей инфраструктуры (например, парков, аттракционов и т. п.).
Туризм – отрасль с отличной отдачей инвестиций: чем больше вложишь, тем больше отобьется, отмечает директор Центра по развитию туризма ЦСР Елена Кравченко. Поэтому все вложения государства в этом направлении можно считать эффективными, считает она.
При этом очень важно для развития туризма то, что будет со ставкой ЦБ, пока высокая ставка ограничивает возможности государства в поддержке большого количества проектов, указывает эксперт. Снижение ставки положительно скажется на «аппетите инвесторов» вкладываться в туристические проекты, добавила она. Еще одно сквозное условие для реализации нацпроекта – это снятие регуляторных ограничений для бизнеса.
Инфраструктура продолжает оставаться ключевым ограничением для развития туризма – это особенно стало заметно в последние годы, на которые пришелся резкий рост внутренних поездок, отмечает гендиректор АТРЭ Владислав Онищенко. Речь идет в первую очередь о качественном номерном фонде, а также обустройстве качественной среды для туристов. Государственные финансовые меры поддержки в отрасли направлены как раз на это, указал эксперт.