Минфин утвердил правила: цифровые платформы станут помощниками ФНС в налоговом контроле
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Минфин утвердил правила: цифровые платформы станут помощниками ФНС в налоговом контроле

Минфин утвердил правила: цифровые платформы станут помощниками ФНС в налоговом контроле

Минфин России разработал детальный регламент взаимодействия цифровых платформ (таких как Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и др.) с налоговыми органами. Согласно проекту постановления правительства, площадки будут обязаны в автоматическом режиме сообщать в ФНС о возможных налоговых нарушениях со стороны своих партнеров-продавцов.

Ключевые изменения:

  1. Сжатые сроки. При выявлении «риска нарушения» (критерии определяет ФНС) платформа должна уведомить об этом налоговиков и самого продавца в его личном кабинете в течение 5 дней. Все последующие пояснения и документы от продавца платформа будет обязана пересылать в ФНС в течение 1-2 дней.
  2. Два канала связи. Передача данных будет вестись либо через систему налогового мониторинга (для подключенных к ней площадок), либо через специальные электронные сервисы ФНС.

Этот документ формализует уже запущенный пилотный проект ФНС. С мая 2025 года маркетплейсы начали рассылать продавцам первые уведомления о рисках, в частности, о «дроблении бизнеса» — схеме, используемой для незаконного снижения налоговой нагрузки.

Эксперты о последствиях:

  • Смена парадигмы. Фактически на частные компании возлагаются функции налогового контроля: выявление рисков, истребование пояснений и даже вызов продавцов в инспекцию. Это качественно меняет систему администрирования.
  • Рост нагрузки. Новые правила увеличат административное бремя как для самих платформ, которым не хватает экспертизы для такой работы, так и для малого бизнеса, работающего на этих площадках.
  • Вопросы к законности. Эксперты указывают, что подобные полномочия платформам должны предоставляться на уровне федерального закона, а не подзаконного акта. Также вызывает вопросы обязанность бизнеса взаимодействовать с ФНС через маркетплейс, а не напрямую.

Новый порядок позволит налоговым органам эффективнее выявлять не только дробление, но и другие нарушения, такие как незаконное применение УСН, занижение выручки и фиктивную регистрацию в офшорах. Ассоциация цифровых платформ (АЦП) уже заявила, что считает обязанность по выявлению рисков избыточной и призывает к активному обсуждению проекта с участниками рынка.

Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/11/01/1151622-minfin-razrabotal-poryadok-peredachi-nalogovikam-dannih?from=copy_text

 

Анекдот от профсоюза

- Я ведь почему была такой недоступной? Я ж думала, у тебя денег нет.