ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Минфин оценил дефицит финансирования ОСК в 1 трлн рублей
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Минфин оценил дефицит финансирования ОСК в 1 трлн рублей

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Минфин оценил дефицит финансирования ОСК в 1 трлн рублей

Еще столько же компании потребуется на строительство новой верфи и модернизацию старых

Ведомости от 06.09.24

Минфин по просьбе ВТБ проводил анализ финансового состояния Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), рассказал журналистам председатель правления банка Андрей Костин на ВЭФ-2024. Министерство, по его словам, пришло к выводу, что дефицит средств компании до 2030 г. составляет 1,03 трлн руб.

«Что мы под ним понимаем: дефицит денежных средств – это финансирование собственной деятельности ОСК, погашение обязательств без источников финансирования (в том числе кредиты, не обеспеченные товарной продукцией) и это средства, необходимые для достройки убыточных заказов», – пояснил Костин.

По его словам, основная задача для ОСК в гражданском сегменте судостроения – это создание современного производства и на ее решение нацелено строительство новой верфи во Владивостоке. Кроме того, будут дополнительно модернизированы верфи компании, находящиеся на Северо-Западе, прежде всего в Санкт-Петербурге, добавил Костин. Это «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод», «Северная верфь» и Средне-Невский судостроительный завод.

При этом топ-менеджер напомнил, что правительство России одобрило передачу дивидендов ВТБ, которые полагаются основному акционеру (государство через Росимущество владеет 60,9% акций), на финансирование и докапитализацию ОСК в ближайшие пять лет. Последний раз госбанк платил дивиденды в 2021 г. Новая стратегия ВТБ предусматривает первую возможность выплаты дивидендов в 2026 г. по итогам работы в 2025 г. – менее 50% от чистой прибыли. Выплата может составить до 80 млрд руб. Но Костин заявил журналистам, что считает возможной выплату дивидендов уже по итогам 2024 г.

По оценке главы ВТБ, строительство новой верфи на Дальнем Востоке может обойтись примерно в $5 млрд (около 445 млрд руб. по текущему курсу), а вместе с модернизацией существующих судостроительных предприятий ОСК потребуется около 1 трлн руб. Ожидается, что новая верфь будет построена в бухте Промежуточной во Владивостоке. ОСК ранее сообщала, что на ней смогут строить по 12 судов в год – балкеры, танкеры, контейнеровозы и газовозы.

Позднее первый вице-премьер Денис Мантуров в беседе с журналистами на ВЭФе сказал, что строительство верфи во Владивостоке может начаться в конце 2025 г. и займет около трех лет. По его оценке, для реализации проекта потребуется более 200 млрд руб., а основным источником финансирования будут средства группы ВТБ.

ОСК была передана в доверительное управление ВТБ на пять лет по решению президента Владимира Путина в августе 2023 г. Идея передачи принадлежала Минпромторгу, который считал, что это будет способствовать долгосрочной стабилизации финансового состояния компании. ОСК не раскрывала финпоказатели 2022–2023 гг., но в июле прошлого года бывший тогда гендиректором Алексей Рахманов говорил, что по итогам 2022 г. чистый убыток составил 20 млрд руб. при выручке в 350 млрд руб. Рахманов покинул свой пост вскоре после передачи ОСК в управление банку. Новым гендиректором стал бывший зампред правления ВТБ Андрей Пучков, а сам Костин возглавил совет директоров компании.

Консультанты оценили необходимые капитальные вложения российской судостроительной отрасли на уровне почти 2 трлн руб. для модернизации производственных мощностей до 2035 г., писал РБК в начале 2024 г. Эти средства нужны для создания предприятий по строительству крупнотоннажного грузового флота – в первую очередь морских танкеров и сухогрузов, которые вывозят российские сырьевые ресурсы на экспорт.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров называет оценку Минфина «релевантной» и отмечает, что у ОСК сейчас в работе есть ряд сложных проектов – например, рыболовные суда. Из-за необходимости их перепроектирования и замены импортного оборудования эти проекты стали убыточными, поясняет эксперт. Кроме того, у компании есть инвестиционные обязательства по строительству верфи на Дальнем Востоке, экономическая целесообразность которой вызывает вопросы из-за кадрового голода в отрасли, продолжает он. Рентабельность по текущим заказам ОСК ограничивают опережающие инфляцию расходы на персонал и материальные ресурсы, добавил эксперт.

«Ведомости» направили вопросы в ОСК.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…