Федеральная служба исполнения наказаний предложила применять труд заключенных на местах работы уехавших трудовых мигрантов. И это решение вроде бы даже поддержал министр юстиции. В принципе, их можно понять - они пытаются решить проблемы своего ведомства.
У 180 тысяч сидящих есть право на замену “сидения” исправительными работами. А мест в системе для этих самых исправительных работ создано только 8000. Соответственно, “исправители” совершают смелый прорыв на чужую территорию и пытаются внедрить труд осужденных в сферах, доселе для того не предназначенных.
Как это оценить? Прежде всего, это очень наглядно характеризует уровень “достойного труда” на экс-мигрантских рабочих местах. Он таков, что в нынешнем виде на него могут претендовать только люди, у которых часть зарплаты будет изымать государство. А значит, которые не будут экономически мотивированы к труду. Я опускаю в стороне все доводы о местах содержания этих новых “уголовных мигрантов”, о необходимости их как-то охранять, о проблемах, с которыми столкнутся что менеджеры в организациях, что прорабы на предприятиях, которым “пригонят” такое общество “трудовые резервы”.
Обращаю внимание на то, что формально этот труд подозрительно напоминает заемный - поскольку работодателем будет выступать не ФСИН, а та организация, куда осужденного направили работать. Прошу прощения, что напоминаю, но такой труд в России запрещен.
Кроме того, остается небольшая проблема в виде нескольких миллионов людей, которые остаются безработными - как зарегистрированными, так и не вставшими на биржу труда. Сейчас, по сути, предложено вычесть из имеющихся вакансий 180 тысяч, которые уйдут осужденным. То есть существенно сократить количество имеющихся свободных рабочих мест. Вроде бы цифра не очень большая по сравнению с числом безработных.
Но! Недавно читал инвестиционные новости одного региона. Так там инвестиционные проекты за год создали 500 рабочих мест, и авторы радостно плясали с бубном вокруг этой небольшой цифры. Итого: процесс создания новых рабочих мест идет со скрипом. Традиционно можно слышать возражение в стиле “россияне не хотят идти на места трудовых мигрантов”.
Вот, кстати, да! Россияне также не хотят массово переезжать в Среднюю Азию в поисках там работы. Россияне предпочитают либо зарплату существенно выше МРОТ, либо работать “в серую”, забив на будущую пенсию и взносы в социальные фонды. И происходит это не потому, что они глупые или недальновидные люди. Наоборот! Они прекрасно понимают, что до пенсии (или как там она будет называться?) еще далеко. И действуют по принципу “хватай деньги и беги”.
То же самое относится к сравнительно малооплачиваемой работе в условиях слабо нормированного рабочего дня и, по факту, при сниженных нормах охраны труда - то есть к рабочим местам мигрантов. Есть способ сделать эти места более привлекательными. Например, повышать на них оплату труда и улучшать условия до тех пор, пока они не станут привлекательными. Но - готовы ли к этому собственники этих секторов экономики, которые еще недавно получали маржу, несопоставимую с прибылью аналогичных бизнесов за рубежом?
И вот, чтобы не менять экономические правила игры, распределение прибыли, нам предлагают поменять юридические правила игры - привлечь осужденных на рабочие места мигрантов. Так что смысл этих предложений - не юридический, а экономический.
Александр Шершуков, заместитель председателя ФНПР, главный редактор газеты «Солидарность».