Почему российским СМИ так важны сожженные машины и разграбленные магазины
Ведомости от 03.06.20
«Протест в России всегда мирный, и приходится прилагать много фантазии или откровенно врать про прокладывание пути к мэрии взрывпакетами, чтобы оправдать полицейскую жестокость»
События последних дней в США и выглядят, и воспринимаются из России весьма специфически. Наблюдатели, имеющие различные взгляды на внутрироссийские проблемы, противоположным образом трактуют одни и те же ситуации. И это неудивительно. И протесты, и сопровождающие их массовые беспорядки, и жестокость полиции, и стиль освещения происходящего в СМИ, и реакция власти и общества – все эти темы актуальны для нашей страны.
Прежде всего необходимо сказать самое важное: творящиеся в Америке безобразия свидетельствуют, что все попытки выдавать проходившие в России протестные акции за «массовые беспорядки» или хотя бы вовремя остановленную подготовку к таковым кажутся особенно бессовестными и лживыми. А попыток таких было много. По сути, любую протестную акцию в России обязательно пытаются представить именно как «массовые беспорядки» и призывы к таковым – если не юридически, то хотя бы при освещении в провластных СМИ.
Можно бесконечно вспоминать эпизоды различных дел о «массовых беспорядках», где в качестве доказательств фигурировали чувство боли, которое вроде бы испытал один из полицейских, сколотая эмаль на зубе, царапина на машине, брошенные в сторону полиции бумажные стаканчики, бутылки и урны и т. д. Но полиция и Росгвардия действуют у нас с такой свирепостью, будто уровень агрессии со стороны протестующих реально угрожает общественной безопасности. И сейчас, когда охранители всех мастей смакуют жестокости американской полиции и упражняются в том, кто ехиднее передразнит жалобы российских оппозиционеров на действия отечественных силовиков, нельзя не повторить: ни разу за всю историю современных протестных акций ничего даже близко похожего на то, что происходит в США, в России не было.
В отличие от ситуации в США, где к мирным протестующим присоединились откровенные бандиты и погромщики, в России никакие маргиналы к протестующим никогда не присоединяются – если только они не наняты в провокационных целях теми самыми структурами, которые ничем, кроме борьбы с оппозицией, не занимаются. И именно поэтому нельзя не отметить, что комментирующие американские протесты отечественные охранители беззастенчиво смешивают протестующих и погромщиков, постоянно ставя между ними знак равенства. Более того, идущие параллельно беспорядкам мирные перформансы американских протестующих вызывают у комментаторов только язвительные замечания – мол, что за ребячество такое, что за пацифизм, фу, как это унизительно белым просить прощения у черных, а полицейским – у гражданских. И опять неудивительно: протест в России всегда мирный, и приходится прилагать много фантазии или откровенно врать про «прокладывание пути к мэрии взрывпакетами», чтобы оправдать полицейскую жестокость и выдать желаемое за действительное.
Поэтому при освещении зарубежных протестов для провластных СМИ России важны только сожженные машины и разграбленные магазины: вот, стоит только позволить всем желающим протестовать (пусть даже и выходя в одиночный пикет) – и потом уж не избежать пожаров и погромов.
Есть и еще одна причина, из-за которой объективно освещать вспыхнувшие в США протесты провластным СМИ и комментаторам совершенно невыгодно: началось все с вполне знакомой и нам ситуации – подозреваемого в копеечной краже человека без суда и следствия убил полицейский – на глазах людей и совершенно изуверским способом.
Американское общество взорвало то, что белый полицейский убил афроамериканца. Из России же ситуация видится несколько иначе: полицейский убил при задержании человека – и это не сошло с рук ни ему, ни властям и вызвало массовые протесты. Хороший повод поговорить, что позволяют себе российские полицейские при задержании подозреваемых или же просто мирно протестующих граждан. Между прочим, буквально на днях в Екатеринбурге при штурме квартиры погиб человек, заподозренный в краже обоев на 8000 руб.
В ситуации, когда 28% опрошенных «Левада-центром» россиян заявили о готовности принять участие в протестах, американские проблемы вовсе не кажутся такими уж чужими и далекими.