Машиностроение России прибавило 15% в 2024 году
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Машиностроение России прибавило 15% в 2024 году

Машиностроение России прибавило 15% в 2024 году

Оно достигло максимума за 35 лет. К 2027 году ожидается рост еще на 27%

Производство техники в России второй год подряд демонстрирует рекордные за 13 лет темпы роста в 15–20%, следует из данных Росстата, которые изучили «Ведомости». Объем выпущенной техники в 2024 г. составил 17 трлн руб. Это 14% всего промышленного выпуска страны, который достиг 124 трлн руб. В 2022 г. доля была 11%.

После спада на 13% в 2022 г. рост отчасти был восстановительный. Тем не менее в итоге в минувшем году машиностроение впервые достигло исторического максимума и на 9% превысило уровень 1990 г. Машиностроение останется драйвером экономического роста и в будущей трехлетке. В 2025–2027 гг. Минэк в базовом прогнозе ожидает прирост производства техники еще на 27% по сравнению с 2024 г., что будет в разы быстрее роста остального производства и экономики в целом.

Факторы роста

К введению масштабных санкций против России недружественные страны подошли тщательно. Запретами на поставки высокотехнологичных средств производства они хотели ударить побольнее, чувствуя зависимость страны от иностранного оборудования.

Санкционная война показала, что импортозамещению в сфере машиностроения должно быть уделено первоочередное внимание. Именно от его инновационных, экспертных возможностей во многом зависит укрепление промышленного и кадрового потенциала России, подчеркивал президент в сентябре 2024 г.

В последние два года производство техники значительно ускорило темпы роста. Общее производство в стране в 2022 г. было на уровне 103 трлн руб., в 2023 г. – 112 трлн руб., а в 2024 г., по предварительной оценке, – 124 трлн руб. в текущих ценах. При этом цены на промышленную продукцию в 2023 г. выросли в среднем за год на 4%, а в 2024 г. – на 12,1%, по данным Росстата. Реальный рост производства составил 4,3% в 2023 г., а в 2024 г. – 4,6%. ВВП увеличился в эти годы на 3,6% и 4,1% соответственно.

Машиностроение же значительно опередило экономику и промышленность по темпам роста. Если в 2022 г. объем продукции машиностроения был 11,3 трлн руб., то в 2023 г. – 14,4 трлн руб., а в 2024 г. – 17 трлн руб. в текущих ценах. Цены в машиностроении выросли в 2023 г. на 8,4%, а в 2024 г. – на 9,4%, а реальные темпы роста машиностроения в эти годы были 20% и 15%. В итоге производство техники в 2024 г. стало больше уровня 2021 г. на 20%.

Отрасль машиностроения играет стратегическую роль в укреплении технологического суверенитета страны и получила в последние годы мощный импульс к развитию, говорит заместитель директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Инна Лола. Эта сфера смогла быстро приспособиться к глобальным вызовам, и по итогам 2024 г. 40% руководителей предприятий машиностроения оценили влияние санкционного давления как нейтрально-позитивное, тогда как в 2022 г. доля таковых едва превышала 20%. Более 50% предприятий функционировали в 2024 г. с обновленными стратегиями развития (в 2023 г. было 42%).

Выделяются три основных фактора роста машиностроения, отмечает заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. Это восстановительный рост после спада в 2022 г., который был очень сильный (на 12% за год по отрасли машиностроения). При этом возникшие ограничения нельзя было преодолеть быстро. Типичный пример – это легковое и в меньшей степени грузовое автомобилестроение. Сюда же можно отнести отдельные товарные группы в железнодорожном машиностроении (выпуск полувагонов), производство аккумуляторов, подшипников, лифтов, холодильников, говорит эксперт.

Фактор последовательного импортозамещения и наращивания выпуска помог секторам приборостроения, электротехнической промышленности и производству механического оборудования. Наконец, третьим фактором является рост производства оборонной продукции. Эту компоненту содержат такие виды деятельности, как изготовление готовых металлоизделий вне других группировок, электроники и оптики, а также транспортных средств, не включенных в другие группировки.

Оборонный комплекс стал значимым объектом бюджетных вливаний, говорит старший научный сотрудник Центра исследований проблем госуправления МИСиС Рафаэль Абдулов. В 2025 г. на оборону заложили 13,4 трлн руб. Тогда как в 2021 г. было 3,6 трлн руб. «Отсюда мы видим впечатляющие цифры роста», – отмечает экономист.

Вышеуказанные стимулы (восстановление цепочек поставок, импортозамещение и обеспечение безопасности) продолжат свое действие и в среднесрочной перспективе, считает Сальников. Это позволит сохранить рост отрасли, который правительство прогнозирует на уровне 7–9% ежегодно в 2025–2027 гг.

Кто быстрее

Ситуация в подотраслях сильно разнится. По сравнению с 2021 г. больше всего к 2024 г. прибавил выпуск электроники, который удвоился. Судов, летательных аппаратов и прочих транспортных средств стали делать на 64% больше, а электрооборудования – на 30%. Но существенно сдал выпуск автомобилей, который по-прежнему на 25% ниже, чем три года назад.

В 2024 г. с российских конвейеров сошло 1,07 млн ед. автомобильной техники, тогда как в 2023 г. сделали 808 000. В частности, произвели 756 000 легковушек, что на 39% выше показателя за 2023 г., но почти в 2 раза ниже уровня 2021 г. (1,34 млн шт.). Производство грузовых автомобилей составило 194 000, что на 8,2% больше, чем 2023 г. Спад в 2022 г. связан в основном со сворачиванием сборочных производств ушедших западных автоконцернов, тогда как восстановление – с приходом китайских брендов, которые собирает Haval, «Автотор», «Москвич», и наращиванием выпуска «АвтоВАЗом». Последний произвел в 2024 г. 525 000 машин, тогда как в 2021 г. – 367 000 шт. Минэк ожидает, что к 2027 г. автомобилестроение будет среди флагманов роста промышленности и прибавит 66%.

Целый ряд других сегментов также до сих пор далек от восстановления после падения 2022 г. В России весьма низок уровень выпуска оптоволоконных кабелей, оборудования для торговли и общепита, строительно-дорожной техники, двигателей, комплектующих для автомобилей, стиральных машин, перечисляет Сальников.

Почти не было роста в секторе производства прочих машин и оборудования, который прибавил к 2024 г. по сравнению с 2021 г. всего 4,4%. Его значимой составляющей является выпуск средств производства. В январе – ноябре 2024 г. в России произвели 10 128 металлорежущих станков, что оказалось на 58% больше уровня 2022 г. Из них станков с числовым программным управлением сделали всего 892 шт. (рост в 2,4 раза), следует из оперативных данных Росстата. Также выпущено 9588 кузнечнопрессовых машин, прирост которых составил уже всего 8,5%. А вот деревообрабатывающих устройств произведи на 5% меньше – 7106 шт. Всего же сделали 26 822 станка (+18%).

Среди крупнейших станкостроителей в России рязанский «Тяжпрессмаш», выпуск которого вырос с 5,7 млрд руб. в 2022 г. до 8,4 млрд в 2023 г. Крупными заводами являются «Саста» в г. Сасово Рязанской обл. (3,3 млрд руб. в 2023 г.), тверской «Станкомашкомплекс» (2,1 млрд руб.), Ульяновский станкостроительный завод (выручка которого упала в 2023 г. с 1,3 млрд руб. почти до нуля) и др.

Крупные машиностроительные мощности сосредоточены у госкорпорации «Ростех» в рамках АО «Станкопром» и группы «Стан». «В «Ростех» входят ключевые предприятия машиностроительной отрасли России: авиа- и вертолетостроения, общего машиностроения, для которых критически важно использование отечественной техники. Именно поэтому корпорация уделяет особое внимание развитию своего станкостроительного направления», – отметил управляющий директор «Ростеха» по станкостроению и особым проектам Семен Якубов.

 

В 2024 г. «Ростех» получил в собственность 100% доли уставного капитала «Стана», но работа по оптимизации и развитию компании системно проводилась еще с 2023 г. Как следствие, объем производства станков увеличился в 2023 г. на 80% по сравнению с 2022 г., а в 2024 г. увеличился еще на 50%, рассказали в «Ростехе». В 2021 г. выпуск группы планировался более чем на 4,5 млрд руб. В 2023 г. «Стан» поставил 70 станков, а в 2024 г. планировал удвоить производство.

«Безусловно, в абсолютных цифрах это не те значения, к которым мы стремимся. Промышленности нужны тысячи станков», – подчеркнул Якубов. Поэтому холдинг не только наращивает, но и расширяет линейку продукции. В 2024 г. были созданы четыре новые модели, а на 2025 г. запланирован выпуск еще пяти ранее не производившихся в России станков. В Башкирии «Стан» строит станкостроительный кластер на 7 млрд руб.

Около 70% руководителей промышленных предприятий заявили о недостатке отечественного оборудования, сопоставимого с зарубежными аналогами. Это для них одно из самых значимых препятствий развития. Потребность в таком оборудовании оценили как «высокую» и «очень высокую» 39% и 14% респондентов.

Производство станков по-прежнему на 25–40% ниже советского уровня в стоимостном выражении, а в количественном – в разы ниже. Если в 1990 г. в России сделали 126 900 станков, то сейчас – в 5 раз меньше. Длительное отставание по производству технических средств производства может помешать амбициозным планам правительства по наращиванию выпуска техники.

Особенно заметным является отставание от мировых конкурентов по технологически передовым средствам производства. По итогам 2023 г. на 10 000 работников в России приходилось всего 19 промышленных роботов, тогда как в среднем в мире показатель составляет 151 шт., а в США, Китае и Германии – по 300–400 шт., следует из данных IFR и Центра развития промышленной робототехники (ЦРПР).

Развитие промышленной робототехники определено одним из приоритетов машиностроения. В национальных целях развития РФ до 2030 г. президент поставил задачу войти в топ-25 стран мира по плотности роботизации. Согласно прогнозам ЦРПР, плотность роботизации увеличится до 145 машин на 10 000 работников к 2030 г., а общий парк – до 99 000 шт.

В России сфера робототехники представлена 73 компаниями, из которых 19 занимаются их выпуском, 56 компаний предоставляют услуги по интеграции, а пять организаций делают комплектующие.

К концу 2024 г. Минпромторг ожидал, что на российских предприятиях будет работать 14 400 роботов, писали «Ведомости» со ссылкой на заместителя директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга Александра Львова. И план удалось выполнить: количество роботов увеличилось за год с 12 841 до 14 382 шт., или на 12%, оценивает ЦРПР. Тем не менее парк таких машин в РФ в 2025 г. достигнет 17 258 шт., что будет ниже запланированных Минпромторгом 18 200 шт. Но зачастую у предприятий нет средств на внедрение роботов, поэтому нужны субсидии на это, говорила «Ведомостям» гендиректор «Про роботов груп» Алиса Конюховская.

Долгосрочные проблемы

Развитие машиностроения оказывает значительное влияние на экономику через мультипликативный эффект и стимулирование смежных отраслей. Оно создает рабочие места, способствует капиталовложениям и модернизации производства, повышает производительность труда и качество продукции. Оборонная промышленность часто становится источником инноваций, которые затем находят применение в гражданской сфере, отмечает Инна Лола.

«Но проблема в том, насколько это производительный капитал в долгосрочной перспективе», – возражает Абдулов. Ведь произведенная военная техника в отличие от станка или трактора не может быть использована для повышения производительности труда.

Положительное влияние роста машиностроения подрывает и сохраняющаяся высокая зависимость от импорта. «Общее правило: чем больше в производственной цепочке используется импортных комплектующих, тем слабее мультипликатор. А пока наше машиностроение достаточно сильно зависит от импорта, так что он невысокий», – говорит Сальников.

От иностранного оборудования зависят 65% промышленных предприятий, показал опрос ВШЭ среди руководителей в 2023 г. Доля импорта в сфере станкостроения у России была более 90%, тяжелого машиностроения – 60–80%, в электронной промышленности – 80–90%, сообщал в 2022 г. Минпромторг. В России на зарубежные станки приходится до 75% от общих объемов поставок, говорил в августе 2023 г. заместитель генерального директора «Ростеха» Александр Назаров. При этом в станках российского производства используется до 80% импортных комплектующих, сообщал в 2022 г. председатель машиностроительного кластера Татарстана Сергей Майоров. Поэтому реальный уровень импортозависимости еще выше.

Правительство делает ставку на масштабные госинвестиции в этой сфере. Кабмин осенью 2024 г. расширил программу развития станкоинструментальной промышленности и робототехники до нацпроекта с объемом финансирования в 300 млрд руб. Минпромторг России и МНТЦ МИЭТ разработали масштабную программу по импортозамещению оборудования для производства электроники к 2030 г. Для этого в стране запустят 110 проектов ОКР и потратят больше 240 млрд руб. А «Ростех» поставил задачу к 2030 г. снизить долю импортного оборудования до менее чем 50%.

В перспективе по мере снижения импортозависимости, развития и усложнения производств у машиностроения потенциально как раз один из самых высоких мультипликаторов. Особенно если учитывать такие косвенные эффекты, как обеспечение отраслью машиностроения экономической безопасности и общей структурной эффективности экономики, добавляет Сальников.

Гражданское производство техники страдает от проблемы реализации, считает Абдулов. Далеко не все могут себе позволить дорогостоящие вложения в основные средства. Производители техники жалуются на недостаточный инвестиционный спрос, который подрывают высокие кредитные ставки.

Да и появиться доступному и качественному оборудованию в линейке российских производителей не просто. Мешают мощные конкуренты на мировых рынках и так называемый «эффект масштаба», когда возникает естественный барьер входа на рынок из-за уже случившегося освоения технологий. «Если уже есть один крупный завод в Китае, который эффективно производит продукцию, то «второй завод» в России как бы и не нужен, экономически дешевле купить в Китае», – рассуждает Сальников.

Доля китайских станков для обработки материалов в структуре их импорта в Россию возросла с 51% в 2019 г. до 77% в 2023 г., подсчитывала BusinesStat. В 2023 г. их импорт вырос с 37 000 до 60 000 шт., почти полностью за счет Китая. В 2022 г. ЕС, Великобритания, США, Япония и Швейцария ограничили поставки оборудования в Россию, после чего их заместил Китай. С ним отечественным станкостроителям конкурировать стало еще сложнее, подчеркивают аналитики издания.

Как мы считали

1. Для расчета динамики производства техники к категории машиностроения отнесены шесть видов деятельности по классификатору ОКВЭД-2:

- производство компьютеров, электронных и оптических изделий;

- производство электрического оборудования;

- производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;

- производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;

- производство прочих транспортных средств и оборудования;

- ремонт и монтаж машин и оборудования.

2. Общий объем производства техники равняется суммарной стоимости отгруженной продукции по указанным видам деятельности.

3. Поскольку известны данные Росстата как о реальной динамике производства по видам деятельности, так и объемах этого производства, это позволило определить объем выпуска техники в постоянных ценах 2024 г. и реальную динамику машиностроения.

4. Классификация видов деятельности с годами менялась, поэтому данные динамики за период до 2015 г. брались по близким по смыслу категориям ОКВЭД-1.

Китай поставляет машины и оборудование по всему миру. На них приходится около 15% экспорта, или $511 млрд из $3,38 трлн поставленных товаров в 2023 г. Это больше, чем ЕС ($437 млрд) или США ($233 млрд), по данным UN Comtrade.

Россия же даже в благоприятном в этом плане 2021 году поставляла миру оборудования всего на $11 млрд.

Помощь в преодолении барьеров от «эффекта масштаба» могло бы дать постепенное экономическое развитие географически близких нам стран, что также открывает возможности промышленной кооперации. Например, совместное освоение производства нефтегазового оборудования, требующегося и нам, и казахстанским производителям, рассуждает Сальников. Преодолевать этот барьер неизбежно придется, ведь вступают в силу соображения безопасности, за которую придется платить свою цену, подчеркнул эксперт.

Увеличение производства станков напрямую связано с необходимостью технического перевооружения имеющихся мощностей, уверен Якубов. В связи с этим господдержка станкоинструментальной отрасли может сыграть особенно важную роль. Отрасли требуются инвестиции, а также крупные и долгосрочные заказы, в том числе и для снижения себестоимости. «В наукоемких проектах разовые соглашения оказываются неэффективными, поэтому важно продвигать использование долгосрочных заказов, как это, например, делает Москва», – подчеркнул он.

Острая проблема отрасли – дефицит высококвалифицированных кадров, считает Инна Лола. Численность требуемых работников с III квартала 2021 г. возросла более чем в 1,5 раза и составила 19 500 чел. по итогам III квартала 2024 г. При этом за 9 месяцев 2024 г. на предприятия машиностроения приняли 71 800 человек – на 34% больше, чем за аналогичный период в 2021 г.

Отрасль долгое время была в ущемленном положении, специалистов для нее готовили все меньше, да и платили не очень. Из года в год зарплата занятых производством машин и оборудования была на 10–15% ниже средней по стране и только в 2024 г. превысила ее. В январе – ноябре работники отрасли получали 96 000 руб. по сравнению с средней российской зарплатой в 94 700 руб., следует из данных Росстата.

Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/03/18/1098554-mashinostroenie-rossii-pribavilo?from=copy_text

Анекдот от профсоюза

Это была хорошая неделя - за пять рабочих дней хотелось уволиться только три раза.