В новом 2022 году покупатели стали жаловаться на странные и достаточно серьезные запреты, которые вводят продуктовые магазины. В каждом отдельном заведении могут быть установлены свои правила, но многие забывают про закон. Предлагаю рассмотреть ряд популярных запретов в 2022 году, которые вводят магазины, и расскажу, почему их необязательно соблюдать.
Нельзя вернуть товар
Закон о защите прав потребителей дает право вернуть товар надлежащего качества в течение 14 дней, если он не подошел по размеру, цвету, фасону и т.п. Это право гарантировано законом, и магазины не имеют право его нарушить. При этом есть исключения, например, нельзя вернуть технически сложный товар, товары бытового назначения, товары личной гигиены и т.п. И в этом вопросе магазины устанавливают принципиальный запрет возвращать товары, относящиеся к таким исключениям.
Однако и такой запрет может быть незаконным. Любой товар должен быть продан без нарушения законодательства, и, если права покупателя нарушены даже при приобретении им товара, относящегося к "невозвратным", магазин все равно обязан отреагировать на претензию покупателя.
Есть несколько ярких примеров из судебной практики, когда суды обязывали магазины принять товар назад, поскольку не было инструкции или она не содержала информации на русском языке.
Без тележек нельзя
В последнее время магазины стали вводить правила, согласно которым покупатель не может быть обслужен, если он не воспользовался тележкой или корзиной. Но, как разъясняет Роспотребнадзор и подтверждает судебная практика, такие запреты не законны. Розничная продажа товаров относится к публичному договору, следовательно, любой желающий может купить товар, и магазин не вправе ему отказать.
Никаких дополнительных условий, в том числе использование тележек и корзин, законом не предусмотрен, а значит отказ покупателю в обслуживании противоречит законодательству. За такие запреты магазину может грозить штраф.
Ошибка в цене
Магазины стараются во внутренних правилах предусмотреть, что если произошла ошибка в цене на конкретный товар, то продавать его по ошибочной цене запрещено. Однако и такой запрет не совсем законен. В практике есть много случаев, когда происходила ошибка, и цена была серьезно занижена. Например, на одном из сайтов был выставлен товар "Apple iPad" за 299 рублей, хотя реальная его стоимость была в 100 раз выше. Один из покупателей сразу оформил заказ, который был подтвержден. Но позже с ним связались и сказали, что произошел сбой, соответственно за эту цену продать не могут. В итоге дело дошло до суда, который покупатель выиграл. Суд указал, что раз было предложение купить товар за определенную цену, то действуют правила публичной оферты. Поэтому магазин должен исполнить свои обязательства перед покупателем.
Со своей тарой нельзя
Нередко магазины стали запрещать использовать свою тару при покупке различных напитков, предлагая купить тару у них. Когда один из покупателей обратился с жалобой в Роспотребнадзор, последний указал, что такие ограничения незаконны. Дело в том, что в соответствии со ст.16 Закона о защите прав потребителей нельзя принудить покупателя купить ненужный им товар, без которого нельзя купить другой товар.
Также Правила продажи товаров в розницу прямо указывают, что на товары, продаваемые на развес, должна быть предоставлена бесплатная тара, либо тара покупателя. Таким образом, подобный запрет противоречит закону сразу по двум основаниям.
Знайте о своих правах и не допускайте нарушений со стороны магазина.
Будьте здоровы и берегите себя!
Специально для членов и партнеров Промышленного профсоюза кандидат юридических наук Бабкин М.А.