Необходимо разделить миграционные потоки по критерию причины въезда в Россию
Россия исторически была открыта переселенцам из других стран. Начиная со времени правления Ивана III прослеживалась закономерность привлечения иностранцев, обладающих уникальными знаниями и навыками, которые полезны нашей стране. Меняются времена – меняются люди, которых ждет у себя Россия. От архитекторов, литейщиков, врачей пять веков назад – до айтишников, фермеров, всех профессионалов, которых мы принимаем сегодня.
В чем уникальность сегодняшней ситуации?
Многие годы мы видели отток людей из России и видели приезд экспатов для временной работы. Пандемия COVID-19 стала реперной точкой, которая обозначила, что переезд с Запада (в глобальном смысле – теперь из самых разных недружественных стран) возможен. Причем по новым основаниям – идеологическим. Несогласие с принудительной вакцинацией привело к переезду в Россию более 35 000 иностранцев с Запада.
Нашими союзниками уже после пандемии стали стереотипы, в которые и мы сами верим. Верят и иностранцы. Если спросить приехавшего американца: «Что не так, у вас же Трамп?», он скажет: «А что будет через четыре года? У меня семья, я не могу через несколько лет все снова переделывать». Верят в стабильность, которая есть в России.
Дело не только в том, что бегут оттуда. Иностранцев восхищает уровень российских сервисов – МФЦ и удобные банковские приложения. Страна привлекательна для предпринимателей. Особенно для тех, кого интересует фермерство, потому что у нас много земли. И наконец, Россия привлекательна для IT-специалистов – высоким уровнем дохода и обилием профессиональных возможностей.
У России есть потенциал стать центром притяжения для высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы и США. Здесь они находят то, чего были лишены на родине: стабильность, культурную близость, духовно-нравственные ценности и возможность развиваться.
Увидев, что такие люди есть среди переселенцев из недружественных стран, президент Владимир Путин подписал указ № 702 «Об оказании гуманитарной поддержки лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности» в августе прошлого года. В документе иностранным гражданам предоставлено право получения разрешения на временное проживание, если мотив перемещения связан с непринятием политики. В соответствии с указом виза выдается вне квоты, без подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства нашей страны.
В Россию поехали иностранные граждане, разделяющие наши духовные и исторические ценности, в том числе из 11 недружественных стран – преимущественно из Франции, Германии, США, Австралии и Италии. Конечно, мы хотим, чтобы они работали и где-то учили нас, ведь многие их них являются носителями уникальных навыков. А контакты с близкими позволяют прорубить информационное окно на Запад.
После распада СССР среди иностранных специалистов, въезжающих в Россию для получения заработка, преобладает низкоквалифицированная рабочая сила. Для сокращения ее абсолютного количества разработан ряд мер, ограничивающих пребывание трудовых мигрантов из Средней Азии. И дух принятых сейчас законов говорит о том, что нам нужны рабочие руки, люди, которые приезжают временно, вахтовым методом.
Однако законодательное ужесточение миграционного режима автоматически распространяется и на высококвалифицированных дипломированных специалистов, обладающих опытом работы и компетенциями, – ученых, инженеров, врачей, IT-специалистов, которые приезжают в Россию из недружественных стран по приглашению президента в рамках указа. Без учета тактического разделения миграционных потоков по критерию причин въезда в страну, как это сделано в большинстве стран мира, тиражирование механизмов национальной миграционной нормативной правовой базы на все категории иностранных граждан может привести к уменьшению числа не только рабочих рук, но и голов.
Не вызывает сомнения, что привлечение финансово состоятельных, благополучных профессионалов из стран Западной Европы и США, способных внести весомый вклад в развитие нашего общества, положительно скажется и на экономике, и на имидже страны в мировом информационном пространстве. Кроме того, открывая Россию для граждан, единых во взглядах на общечеловеческие нравственные устои, РФ на глобальном уровне становится оплотом традиционных ценностей.
На базе госпрограммы по переселению соотечественников можно было бы учесть интересы и других категорий мигрантов – высококвалифицированных специалистов, которые не говорят по-русски. Ведь те, кто хочет ехать к нам из недружественных стран, – это не люди без бэкграунда. Это те, кто едет с семьями и работой (иногда с бизнесами), которые целиком должны сняться со своего места на родине и обустроиться в России. А значит, необходимо дать им дополнительные возможности, например упростить растаможку вещей, оказать помощь в оформлении документов и поселении в любом регионе страны.
Это вопрос глубокой интеграции в российский социум. Семья, которая здесь закрепится, сформирует большую ячейку, дружественную по духу. И это будет работа вдолгую.
Мария Бутина , депутат Госдумы, член комиссии Госсовета по направлению «Кадры», сопредседатель подкомиссии по переселению из дальнего зарубежья
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2025/03/27/1100411-kvalifitsirovannie-kadri-pridut-otkuda-ne-zhdali?from=copy_text