На фото гибридное круизное судно речного класса проекта "Байкал" / Emperium
Круизный флот устал. Речному туризму не хватает судов и льготного лизинга.
Увеличить объемы речного круизного туризма в РФ не получится, если российское правительство не примет программу льготного лизинга круизных судов. Об этом чиновников просят судовладельцы. Почти все их теплоходы построены в советские годы и уже на грани списания, а строить новые — убыточно и негде: верфи перегружены.
Удвоение под вопросом
На фото "Феликс Дзержинский" - четырехпалубный теплоход проекта 92-016 построен в 1978 году в Чехословакии / "Водоход"
Год назад на заседании президиума Госсовета в сентябре 2022 года президент Владимир Путин поручил кабмину подготовить программу льготного лизинга для строительства на российских верфях как минимум 140 круизных судов класса "река — море". Программы нет до сих пор. Тем не менее, задача – увеличить объем круизного туризма вдвое к 2035 году – осталась.
Проблемы круизного туризма обсуждали на специальной сессии выставки "Нева-2023".
По данным "Росморречфлота", в навигацию 2023 года по водным путям РФ ходит 85 судов. Их средний возраст — 45 лет. Подавляющее большинство были построены в советские годы, причём на иностранных верфях и по иностранным проектам.
В течение ближайших пяти-семи лет этот флот сократится наполовину, прогнозирует Дмитрий Галкин, гендиректор круизной компании "Гама". Дело не только в том, что ресурс теплоходов имеет предел и флот невозможно бесконечно реновировать, но и в ограниченных возможностях российских судоремонтных предприятий. Большинство из них находится в трудном состоянии. Например, средний возраст сухих доков Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) — 130 лет.
Не имея возможности освежить существующие теплоходы, судовладельцы стараются компенсировать их недостатки с помощью качественного сервиса.
"У нас есть теплоход "Сергей Кучкин", он уставший, но на нём такой слаженный коллектив, они создают такую комфортную атмосферу на борту, что гости не обращают внимания на старую мебель и неотмываемые пятна на коврах", — говорит Ришат Багаутдинов, генеральный директор ООО "ВодоходЪ".
Однако одним сервисом проблему нехватки судов не решить. С имеющимся парком теплоходов российские туркомпании, по их признанию, не смогут обеспечить выполнение концепции развития круизного туризма, принятой в феврале 2022 года и предусматривающей удвоение круизного пассажиропотока к 2035 году. В документе не указано, показатель за какой год принят за основу. В 2021 году по внутренним водам РФ перевезено 236 тыс. туристов, в 2022-м — 320 тыс.
На фото Круизный лайнер "Петр Великий" в акватории СЗ "Лотос" / ОСК
Новыми судами отечественный круизный флот пополняется крайне медленно. В навигацию 2023 года вышло на 17 судов (на 25%) больше, чем в прошлом году (данные Ассоциации туроператоров России), но в основном за счёт реконструкции и ремонта существующего флота, а не создания нового.
В сентябре 2022 года правительство выделило 15 млрд рублей на строительство семи гражданских судов по программе льготного лизинга. В их числе три круизных теплохода типа "Карелия" (модернизированный вариант проекта PV300) на 200 пассажиров каждый. Их для крупнейшей отечественной пассажирской компании "ВодоходЪ" до конца 2026 года обещает построить завод "Красное Сормово". Эта верфь в 2020 году сдала "Водоходу" другое судно проекта PV300 — "Мустай Карим2.
Компания "Гама" в навигацию в 2023 года запустила круизы на новом теплоходе проекта "Золотое кольцо" производства астраханского судостроительного завода "Лотос". Сейчас верфь также строит ещё один круизный лайнер вместимостью 310 пассажиров — "Пётр Великий" по заказу ПАО "Московское речное пароходство" ("Мостурфлот").
Судовладельцы говорят о планах пополнения парка судов не слишком уверенно. Во-первых, из-за хронического невыполнения графика со стороны верфей. Например, сдача "Петра Великого", заложенного на "Лотосе" ещё в 2016 году, в сентябре 2023 года была в очередной раз перенесена — теперь на 2024-й.
Первоначально судостроители обещали сдать лайнер в апреле 2019 года, но всё время что-то мешало: то потребовалось перепроектирование для импортозамещения оборудования, то на верфи начались технические проблемы, в 2020 году ударил ковид. Теперь причиной переноса срока стали санкции, которые зарубежные поставщики комплектующих и узлов ввели против России.
Судоходные компании готовы заказывать больше судов, но негде: мощности ОСК, которой принадлежит 80% российских верфей, загружены на много лет вперёд. Если с 2013-го по 2023 год Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), крупнейший заказчик на рынке отечественных судов, заказала верфям 150 единиц техники, то на ближайшие пять лет в её планах строительство 260 судов, отмечал в феврале 2023 года глава ГТЛК Евгений Дитрих.
"К сожалению, сейчас все суда строит госкорпорация ОСК, и она всегда двигает сроки сдачи судов вправо", — говорит Дмитрий Галкин.
Он также отмечает, что постоянно растёт стоимость строительства и содержания судов, расходы на топливо, которые за период навигации 2023 года подскочили на 85%. При этом туркомпании продают путёвки на круизы минимум за полгода до поездки и не могут увеличить цену при изменении внешних условий.
Всё это снижает показатели окупаемости инвестиций в развитие флота отмечают участники рынка.
"Новый теплоход окупается только в высоком сегменте, где круизный турист готов платить от 15 тыс. рублей в сутки. Но у нас есть еще и трёх-четырёхзвёздные суда. К сожалению, за счёт оборотных средств реновировать их невозможно", — признаёт Ришат Багаутдинов.
По его словам, помимо программы льготного лизинга для строительства новых судов необходима аналогичная поддержка для модернизации имеющегося флота.
За счёт такой поддержки мог бы реализовать свои планы и "Росморпорт": он готов развивать арктические круизы с использованием четырёх своих ледоколов проекта "Капитан Сорокин", построенных с 1977-го по 1981 год. Два из них — "Капитан Хлебников" и "Капитан Драницын" — уже возили пассажиров в Арктику.
"Но каютный фонд не позволяет пока использовать их в качестве круизных", — констатирует Василий Стругов, заместитель гендиректора по флоту ФГУП "Росмортпорт".
По его оценке, модернизацию можно было бы завершить к 2028 году.
На фото Ледокол "Капитан Драницын" / Росморпорт
Подготовить программу льготного лизинга для строительства на российских верфях как минимум 140 круизных судов класса "река — море" президент Владимир Путин поручил кабмину в прошлом году - по итогам сентябрьского заседания президиума Госсовета. Правительство должно было отчитаться о выполнении к 1 апреля 2023 года. Однако программы нет до сих пор.
Правда в общей программе льготного лизинга гражданских судов, принятой в феврале 2023-го, предусматривается строительство 260 единиц водного транспорта. Пассажирских из них только 73, в том числе специализированных круизных — всего две штуки (проект "ТФРП 700" "Байкал").
Если бы была принята программа для круизных судов, то "Гама" могла бы заказать на верфях десять новых судов, говорит Дмитрий Галкин. Но нарастить и модернизировать флот, привлекая кредиты по нынешним ставкам, невозможно, утверждает он. Тем более что рассчитывать на повторение прошлогоднего всплеска спроса на круизы по России не приходится.
В 2022 году рост был связан с закрытием большинства границ для россиян: из-за СВО им пришлось сменить привычные зарубежные туристические направления на отечественные. В результате круизный поток увеличился на 35,5%, подсчитал Минтранс. Однако в 2023 году большого наплыва туристов не случилось: в целом судовладельцы фиксируют спрос на уровне 2022 года, некоторые прогнозируют рост на 10-15% по итогам сезона навигации.
"Документы, принятые в 2022 году, вызывали оптимизм. Но сейчас заканчивается 2023-й, и, к сожалению, конкретики по программе строительства круизного флота нет", — резюмирует Дмитрий Галкин.
По материалам информационно-аналитического портала MASHNEWS.RU