В июле инфляция достигнет пика и осенью регулятор может развернуться, ожидают аналитики
Ведомости от 22.07.24
Совет директоров Банка России на ближайшем заседании 26 июля после семимесячной паузы снова перейдет к ужесточению денежно-кредитной политики (ДКП) и повысит ключевую ставку, считают все опрошенные «Ведомостями» аналитики. Большинство (15 из 19) считают базовым вариантом ее рост с нынешних 16 до 18%. При этом девять из них допускают, что ставка может быть установлена на уровне 17–17,5%. Два других респондента склоняются к более жесткому сценарию – 19–20%, еще два – к более мягкому: 17%.
По итогам прошлого заседания 7 июня совет директоров ЦБ в четвертый раз сохранил ставку на уровне 16%. При этом регулятор тогда дал рынку четкий сигнал, указав на вероятное повышение в июле. Для возвращения инфляции к цели потребуется «существенно более продолжительный» период поддержания жестких денежно-кредитных условий, чем прогнозировалось еще в апреле, отмечалось в пресс-релизе по итогам заседания. На среднесрочном горизонте баланс рисков еще значительнее сместился в сторону проинфляционных. Они связаны в основном с изменением условий внешней торговли, сохранением высоких инфляционных ожиданий и отклонением российской экономики от траектории сбалансированного роста, указывал ЦБ. Ближайшее заседание будет опорным, т. е. регулятор обновит свой макропрогноз (в апреле ожидания по инфляции на конец года были повышены до 4,3–4,8% с прежних 4–4,5%).
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе выступления на пресс-конференции по ставке заявила, что инфляция может оказаться выше текущих диапазонных значений, и пообещала, что в июле оценки будут уточнены. Согласно обновленному консенсус-прогнозу экономистов, опрошенных регулятором, медианное значение инфляции на конец года выросло с 5,5% в мае до 6,5% в июле.
По последним данным ЦБ, российская экономика «в значительной степени» отклонилась от базового сценария, заявила Набиуллина в ходе выступления на финансовом конгрессе в начале июля. «Проинфляционные риски не только возросли, но и реализовались. Но и, конечно, в июле на повестке будет обсуждение повышения ставки. Я думаю, что основным предметом обсуждения будет шаг (повышения ставки. – «Ведомости»)», – сказала она.
По данным Росстата, инфляция в России с 9 по 15 июля составила 0,11% после 0,27% по итогам предыдущей недели. За первые две недели июля рост цен достиг 0,88%, с начала года – 4,79%, дойдя до верхней границы текущего прогнозного интервала ЦБ (4,3–4,8%). Годовая инфляция перешла в июле за планку 9% из-за индексации тарифов ЖКХ. К 15 июля она составляла 9,21% в годом выражении, следует из данных Минэка. Согласно данным опросов ФОМа для Банка России, инфляционные ожидания населения в июле выросли до 12,4% с 11,9%, вернувшись к уровню января 2024 г.
Соломоново решение
Ускорение инфляции, «упрямо высокие» инфляционные ожидания населения и бизнеса, а также сохраняющиеся высокие темпы прироста кредитования «требуют не предупреждений, а выстрела», считает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Он уверен, что ЦБ повысит ставку сразу на 200 б. п., чтобы в сентябре и октябре «не пришлось повторять упражнение». Рост банковского ипотечного портфеля в июне накануне прекращения льготной ипотеки на новостройки ускорился до 3,1% с 1,7% в мае, указывал в докладе о динамике развития банковского сектора ЦБ. Темп роста портфеля потребительских кредитов также остался довольно высоким – 2%. Всего за первое полугодие показатель увеличился уже почти на 10%. Корпоративное кредитование демонстрирует замедление положительной динамики до 1,2% после 1,7% в мае, следует из данных регулятора.
Рост инфляционных ожиданий предприятий и потребителей в июне говорит о падении доверия к способности регулятора вернуть инфляцию к целевым 4%, считает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. По его мнению, чем дольше будет длиться период «нормализации» высоких ожиданий, тем сложнее будет ЦБ снизить инфляцию. Эксперт ожидает роста ставки в диапазоне от 200 до 300 б. п. Совету директоров ЦБ будет легче принять это решение с учетом того, что денежный рынок уже заложил повышение до пика в 19–20%, полагает Исаков.
Рекордный спрос на рублевые депозиты последних нескольких месяцев и крепкий рубль – совершенно нетипичный фон для неожиданных повышений ставки, считает главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец. «При этом есть высокая неопределенность, в которой старые экономические модели работают плохо, а «непокорный» рост кредитования и инфляционных ожиданий сохраняется. Последнее требует психологически значимого роста ставки, а не тонкой настройки», – говорит она. Донец ожидает, что регулятор на ближайшем заседании будет выбирать между повышением на 100 и на 200 б. п.
Ставка 17% в текущей ситуации станет соломоновым решением, полагает главный экономист «БКС мир инвестиций» Илья Федоров. По его мнению, любой другой вариант в текущей ситуации сопряжен с большим количеством рисков: ее сохранение на текущей отметке будет означать недооценку жесткости ДКП, в случае если высокая инфляция последних месяцев окажется трендом, в то же время ее повышение в диапазоне от 18 до 20% опасно «передавливанием экономики». При этом данные, которые позволят Банку России определиться «с оптимальным уровнем жесткости» ДКП, будут доступны к осени, когда начнется бюджетный процесс. Повышение до 17% позволит ЦБ формально среагировать на рост инфляции и сохранить реальный уровень процентных ставок в экономике (разница между ставкой и инфляцией) на приемлемо высоком уровне 8–10%, считает он.
Что будет с инфляцией
По мнению главного аналитика Совкомбанка Михаила Васильева, годовая инфляция сейчас проходит свой пик и далее будет снижаться. На конец года он ожидает ее замедления до 7%, однако подчеркивает, что сохраняются риски и более высоких значений. Основными проинфляционными факторами остаются острый дефицит кадров на рынке труда и сопровождающий его быстрый рост зарплат, а также мягкая бюджетная политика и «по-прежнему значительное» число льготных программ кредитования, говорит он.
Сами по себе темпы инфляции мая – июля практически идеально укладываются в историческую норму для России до перехода к таргетированию инфляции в 4%, когда годовой рост цен составлял около 7–8% в год, указывает Исаков. При этом чем дольше инфляция остается на таком уровне, тем более болезненным будет процесс ее возвращения к 4%: он потребует высоких ставок в течение продолжительного срока, за который заемщики могут набрать больше обязательств, требующих более дорого обслуживания в реальном выражении. Например, если компании занимают сегодня из расчета роста цен на свою продукцию в 2–3 раза выше целевых 4%, то их рентабельность может оказаться ниже ожиданий в ближайшие годы, в случае если Центральный банк сохранит приверженность своей стратегии, поясняет он.
Сценарные расчеты показывают, что при данных темпах роста цен и неизменной ставке возвращение инфляции к целевым 4% станет возможным лишь к концу 2026 г., рассказал «Ведомостям» ведущий эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов. Текущие ценовые процессы «очень устойчивы», а ускорение исполнения бюджетных трат к концу года может дополнительно простимулировать ускорить рост цен, продолжает он. По его прогнозу, пик инфляции пришелся на начало июля, на конец года он ожидает ее показатель на уровне 7,4%.
Какой будет ставка в конце года
Большинство опрошенных «Ведомостями» аналитиков считают, что в текущем году ставка не превысит 18%. Это значение в июле может стать пиком текущего цикла и позволит начать снижение уже в октябре – декабре текущего года до 16%, полагает Исаков. По его мнению, в I квартале 2025 г. вероятно возвращение к отметке 13–15%. Донец также ожидает, что снижать ставку регулятор начнет уже в этом году. Такое окно возможностей откроется с IV квартала, считает она. Более пессимистичный прогноз дает Васильев. По его мнению, если инфляция при предполагаемой ставке 18% в ближайшие месяцы не начнет замедляться, то возможно повышение вплоть до 20%.
Средняя ключевая ставка в 2025 г. достигнет 13–16%, а в 2026 г. – 10–12%, прогнозирует главный экономист группы ВТБ Родион Латыпов.