Центральная профсоюзная газета «Солидарность» уже поднимала вопросы подготовки квалифицированных кадров для отечественной промышленности. Не сговариваясь с нами, Совет Федерации провел на эту тему встречу с главой Минобрнауки России Валерием Фальковым. Заявленная тема встречи - “О развитии науки и высшего образования в новых условиях”. “Новые условия” при этом в расшифровке вряд ли нуждаются. Как и то, почему из дискуссии были почти полностью исключены гуманитарные дисциплины.
ТЕХНОЛОГИЯ - ДЕЛО ТЕХНИКИ
Короткая (меньше 15 минут) речь министра науки и высшего образования Валерия Фалькова в Совете Федерации 14 декабря содержала, по нашим подсчетам, три основных тезиса: о необходимости развития инженерно-технической школы, о стимулировании выпускников Дальнего Востока оставаться в регионе и о развороте в сторону восточных и африканских стран в плане научного сотрудничества.
Все это, по словам министра, делается уже сейчас, особенно первое: - Мы уделили приоритетное внимание развитию инженерного образования, технологического предпринимательства. А в более широком смысле - трансферу научных разработок в реальную экономику. Текущий год принципиально поменял университеты и отрасль науки и технологического развития. От нас ожидают не абстрактных академических достижений, не рейтингов и наукометрических индексов, а конкретных результатов.
Все это делается во имя нового государственного фетиша - “технологического суверенитета”, который пришел на смену канувшим в лету инновации, модернизации и 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Что ж, цель хотя бы красивая и звучит хорошо. Правда, непросто себе представить, откуда возьмутся “конкретные результаты” (полностью свой самолет, например) без “абстрактных академических достижений” (научной базы). Разве что последних у нас уже и так хватает.
Что, кстати, если верить министру, недалеко от истины: “У ряда вузов уже есть конкретные, ощутимые результаты исследований и разработок, которые можно представить обществу”. Так, Фальков упомянул о специальной машинке, которая сама умеет делать пациенту инъекции. Логичный ход, учитывая, что медсестер повсеместно переводят в уборщицы.
Но о кадровых вопросах министр заговорил только под давлением сенаторов, которые задавали ему соответствующие вопросы (за что выразим им благодарность). К чести Фалькова, ему было что ответить.
- Вы упомянули о запуске программы “Передовые инженерные школы”, - обратился к министру сенатор Андрей Яцкин. - Вы говорите о подготовке “спецназа” квалифицированных кадров для отечественной промышленности. Существуют ли в проекте гарантии дальнейшего трудоустройства подготовленных кадров?
Ответ был философский: “Каждый такой проект имеет не только плюсы, но и риски”. (Слова “минусы” министр благоразумно избежал.) Так что стопроцентной гарантии трудоустройства никто не обещает. Но зато потенциальные работодатели включены в работу “инженерных школ” при технических университетах - участвуют в проектировании образовательных программ и отбирают себе студентов. И это серьезные компании: от “Ростсельмаша” (гордости Ростовской области в производстве сельхозтехники) до структур Росатома и Ростеха. Получается, таким образом, что-то вроде целевого обучения, только круче, что ли, поскольку работодатель еще и влияет на учебный процесс. Разделяя, между прочим, и ответственность за конечный результат. Целевое обучение, говорит министр, далеко не всегда удовлетворяет работодателей, которым нужны “более подготовленные кадры”. Иными словами, выходит, что вузы в “обычном” режиме готовят студентов ко вчерашнему дню. Министерству бы об этом крепко задуматься: одна госпрограмма вряд ли способна решить проблему.
Тем не менее: - Мы в некоторых случаях видим, что руководителями таких инженерных школ стали не просто профессора, а конкретные инженеры, - с гордостью докладывал министр высшего образования. - Тот же “Ростсельмаш” - там передовую инженерную школу Донского государственного технического университета возглавляет руководитель инженерного блока [завода], у которого сегодня работают 600 человек. И все бы ничего, но вот это слегка уничижительное “не просто профессора” от министра в том числе науки… Может, ну их тогда совсем, профессоров этих?
ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ФАЛЬКОВА
- Расходуются значительные бюджетные средства на подготовку выпускников. А между тем, получив диплом, они оказываются или невостребованными на рынке труда, или же - среди них врачи, учителя, агрономы, представители других профессий - отказываются работать в районных больницах, сельских школах, в других учреждениях и предприятиях, где есть острая нужда в квалифицированных специалистах, - обозначил ту же проблему, только с другого боку, сенатор Петр Тултаев.
- Как вы, Валерий Николаевич (Фальков. - П.О.), относитесь к опыту советских лет, когда дипломированный выпускник должен был, получив направление, три года отработать по специальности? Цитату можно было бы и сократить вдвое, но целиком слова сенатора свидетельствуют о проблеме в понимании ситуации почти на самом верху. То есть, с одной стороны, выпускники оказываются ненужными рынку труда или же сам рынок на предлагаемых условиях даром не нужен выпускникам. А с другой - “а давайте-ка обяжем их на этих условиях отпахать по три года”. Вместо того чтобы что-то подправить - если не во всей консерватории, то хотя бы в зарплатах хористов.
- Мы считаем, что университеты должны не только дать образование, но они несут ответственность - моральную и юридическую - за трудоустройство выпускника, - был ответ министра Петру Тултаеву. В целом - по классике: каков вопрос, таков ответ. Давайте скинем ответственность за невозможность трудоустроиться по специальности на выпускников вузов? Нет, зачем же: мы уже возложили ее на сами вузы!
В чем конкретно? А вот, например, - Кто-то, как айтишники, начиная уже с третьего курса, хорошо устраивается, - привел пример министр. - А кому-то просто не хватает навыков резюме послать. И вот здесь университеты должны помочь. Что ж, раз дело только за этим, можно предложить министерству высшего образования типовую методичку для студентов: “Шаг первый: поверь в себя! Шаг второй: нажми кнопку “вкл” на компьютере. Шаг третий: введи в интернете запрос, как составить резюме”.
И тем, кто дочитает до третьего пункта, автоматически выдавать дипломы. Впрочем, что касается послевузовского распределения, Фальков оговорился: к этому нужно относиться осторожно: “Сейчас принципиально другое время”, многое зависит от зарплаты или других гарантий, предлагаемых молодому специалисту. С позицией по гарантиям и зарплатам министр мог бы найти себя и в профсоюзной работе. Главное, чтоб была искренность.
И, кстати, об искренности. Читатель мог заметить, что (если доверять нашему пересказу, конечно) речь на встрече в Совфеде шла в основном о технарях. Гуманитарные и естественнонаучные специальности были упомянуты, но как-то по касательной: в том плане, например, что наибольший спрос на целевое обучение сейчас, по данным министерства, наблюдается как раз в сфере образования и здравоохранения. Потому что, например, молодые учителя и медики не хотят идти на село. Несмотря, заметим, на программы “Земский доктор” и “Земский учитель”. (Как говорил в недавнем комментарии “Солидарности” зампред Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко, многие молодые специалисты даже возвращают государству “подъемные” и бегут обратно из села ввиду банальной необустроенности инфраструктуры.)
Так или иначе, общение министра с сенаторами могло бы оставить тягостное впечатление о перспективах гуманитариев. Если бы сенатор Сергей Калашник не бросил им спасательный круг, спросив Валерия Фалькова о планах на “воспитание студенческой молодежи”. - У нас теперь в каждом университете есть человек, который занимается этим профессионально, - ответил министр. (А, например, у нас не в вузе, но в школе это был военрук. - П.О.)
- Мы целую линейку развернули, касающуюся гуманитарной компоненты в вузах. Достаточно сказать, что у нас теперь на неисторических специальностях с 2023 года будет 144 часа отведено. Из них 80% - это контактная работа. Далее, поведав о воспитательной роли актуальных исторических реалий, министр анонсировал “большую работу в части повышения квалификации” преподавателей гуманитарных дисциплин. Остается надеяться, работа с ними будет вестись не в “полный контакт”. А то ведь гуманитарии и ответить могут.
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©