Еще ни разу и никому принцип «ну что же, надо так надо» не помог сэкономить деньги в ситуации, когда финансовая организация внезапно объявляла о дополнительных условиях, требуемых для совершения той или иной операции. И несмотря на то что вот уже несколько лет ужесточаются требования к банкам, некоторые из них по-прежнему пытаются вводить необоснованные комиссии и скрытые платежи, о которых клиент узнает уже позже.
Самым внимательным сообщают о том, что в подписанном им договоре имеется пункт, позволяющий банку осуществить изменение некоторых правил в одностороннем порядке, и, если человек хочет снять или положить определенную сумму – ему потребуется заплатить.
Большинство же молча соглашается с отображенными на экране банкомата или объявленными кассиром условиями, а кто-то и вовсе не замечает, что переплатил. Давайте разберемся, на что в такой ситуации можно сослаться в ответ.
Что надо сделать для начала
Уточню, что информация касается только физических лиц. То есть простых граждан, у которых на руках имеется та или иная банковская карта, используемая в повседневной жизни или для накоплений, зарплатная, пенсионная или любая другая.
В большинстве случаев размеры новой комиссии или новый лимит по снятию денег не будут критичны в момент их обнаружения. Согласитесь, мало кто на постоянной основе снимает в личных целях крупные суммы, а из-за небольшой комиссии при обычной операции устраивать разборки вроде как нет смысла.
Так что очень важно понимать, какие суммы вы планируете держать на карте и снимать с нее, насколько новые правила могут отразиться на ваших интересах в конечном итоге. Ведь вы продолжите пользоваться счетом, будете совершать и другие операции, и может оказаться, что постепенно на комиссии уйдет ощутимая сумма, или придется переплатить в том случае, когда вам понадобится снять накопления.
Если вы видите, что смысл разобраться в ситуации есть, то для начала стоит поинтересоваться у сотрудников банка, в связи с чем были изменены правила обслуживания счета. Как было указано выше, в подавляющем большинстве случаев вам ответят, что банк оставил за собой право менять условия в одностороннем порядке.
Что говорит закон и как поступить
Допустим, гражданину по какой-то причине понадобились все деньги с его счета, а сумма там накопилась большая. Он прекрасно помнит, на каких условиях был открыт счет, на каких он пополнялся, и какой был установлен лимит по снятию. Но уже в банке выясняется, что он должен дополнительно заплатить комиссию, о которой изначально не было ни слова. Прав ли банк?
Ответ на этот вопрос кроется в определении ВС РФ № 78-КГ 19-52 от 11 февраля 2020 года: согласно статье 310 Гражданского кодекса, одностороннее изменение условий недопустимо, если обеими сторонами договора не являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
В случаях же с клиентом-физлицом сторона должна оповестить его об изменениях таким способом, чтобы согласие потребителя на новые условия было точно установлено. В приведенном примере банк просто разместил информацию об изменениях у себя на сайте, и Верховный суд счел, что это не свидетельствовало о согласии клиента с новыми тарифами. В итоге, закон оказался на стороне гражданина.
Ссылаться в подобной ситуации следует на статью 310 Гражданского кодекса и на вышеуказанное определение ВС РФ. Если ваши права продолжают нарушаться – следует обратиться с жалобами в Центробанк и Роспотребнадзор. Суд остается на самый крайний случай, но, как можно видеть, положительная практика есть.
Специально для членов и партнеров Промышленного профсоюза юрист Шведов С.А.