Как должна регулироваться эта стремительно растущая сфера
Ведомости от 12.11.24
Сегодня в России онлайн-платформы для заработка используют, по разным оценкам, от 12 млн до 15 млн специалистов – почти каждый пятый трудоспособный житель страны. Курьеры, мастера ремонта, репетиторы ищут через цифровые сервисы заказчиков на услуги, выполняют работу и практически гарантированно получают оплату. Компании, в свою очередь, быстро находят и нанимают под свои задачи нужных специалистов. Без трудовых договоров и прочих сложностей с оформлением.
Цифровой посредник удобен всем. Очевидно, что пользователей подобных платформ будет больше. В том числе приходящих с организованного рынка труда. Поэтому уже сегодня важно увидеть и обойти подводные камни, которые могут возникнуть с расширением онлайн-занятости в стране.
И здесь возникает три вопроса.
Во-первых, как обеспечить социальные гарантии тем, кто работает не постоянно в рамках Трудового кодекса, а выполняет временные задачи по гражданско-правовым договорам подряда?
Во-вторых, как решить вопрос утечки кадров из штата компаний, с производства в цифровую самозанятую среду, где работников могут ждать заманчивые условия по оплате и режиму работы? При том что агрегаторы, не обремененные Трудовым кодексом, несут гораздо меньше ответственности как перед исполнителями, так и перед получателями услуг. Важно, чтобы конкуренция за специалиста была добросовестной.
В-третьих, участились претензии от заказчиков к качеству работ, выполняемых специалистами, нанятыми через платформы. Речь идет, например, о времени курьерской доставки, работе водителя такси или мастера, который был вызван для проведения ремонта в квартире. Как здесь навести порядок?
Ответом на все эти вопросы может стать закон о платформенной занятости. Его инициаторами выступили и депутаты Госдумы, и профсоюзы, и сами платформенные занятые. С января 2024 г. начал действовать в новой редакции Федеральный закон «О занятости населения в РФ». В правовом поле должно появиться и понятие «платформенной занятости». Стало очевидно, что эта стремительно растущая сфера, которая выходит за рамки традиционных трудовых отношений и не всегда связана с самозанятостью, уже требует отдельного закона для регулирования. И он разрабатывается. Теперь важно определить, что в нем обязательно должно быть и как повысить уровень социальной защиты занятых.
На первый взгляд кажется, что онлайн-платформы – это площадки поиска заказов для самозанятых (плательщиков налога на профессиональный доход). Но платформенные занятые – отнюдь не вся совокупность самозанятых граждан страны. По разным оценкам, на платформах работает меньше половины от самозанятых. Кто-то пробовал один-два раза, а кто-то выполняет редкие заказы на пару часов в день. Примерно каждый второй самозанятый находит клиентов и заключает с ними соглашения самостоятельно, без услуг онлайн-платформ.
Очевидно, вопросы социальных взносов и повышения защищенности нужно решать применительно ко всем самозанятым, независимо от регулирования платформенной занятости. При этом цифровые платформы занятости могут предоставить своим клиентам дополнительные возможности по добровольному социальному и пенсионному страхованию. Если занятый пожелает участвовать в такой системе, то платформа обязана предоставить ему соответствующие материальные и нематериальные компенсации.
Следующий момент – сейчас слабо отрегулированы права и обязанности всех сторон платформенной занятости: исполнителей, заказчиков и оператора. Все это вольно прописывается в договорах гражданско-правового характера и обычно предлагается платформой участникам сделки в качестве публичной оферты. Полностью положения оферты мало кто читает и тем более разбирает с юристами. Но все участники обязаны к ней присоединиться. Нередко затем возникают споры и недовольства.
Для эффективного решения этого вопроса решено оставить в законопроекте именно отношения, связанные с занятостью, а все, что относится к реализации товаров на маркетплейсах, – вывести в отдельный законопроект о платформенной экономике. Сейчас им занимается Минэкономразвития РФ.
Одно из главных новшеств законопроекта о цифровой занятости – целых 30 обязательных требований к самим цифровым платформам, которые должны ограничить возможные злоупотребления по отношению к наемным специалистам. Права и обязанности платформенных занятых будут в законе прописаны детально. Отношения сторон должны стать симметричными и равноправными.
Еще одно новшество – теперь в системе цифровой занятости усилится роль профсоюзов. В последней редакции законопроекта профсоюзы добавлены как форма общественных объединений. Каждый желающий может в них вступить и рассчитывать на дополнительную защиту. Это означает, что профсоюзы могут быть даже у заказчиков, если это физические лица.
Но, пожалуй, главное нововведение, которое поможет защитить все стороны, – это создание единого реестра цифровых платформ занятости. И регулирование отрасли Советом цифровых платформ. В реестр смогут войти все добросовестные цифровые площадки, которые соответствуют требованиям нового законопроекта. Следить за соблюдением прав цифровых занятых и их заказчиков, прописанных в законе, будет Совет цифровых платформ.
На Совет ляжет выполнение следующих функций: выработка стандартов качества услуг, решение вопросов преференций платформенным занятым (обязательное и добровольное пенсионное и социальное страхование, больничные и декретные выплаты по договорам, заключенным через оператора платформы).
Регулирующий орган будет утверждать максимальное количество часов ежедневной занятости (при работах повышенной опасности) и предельно допустимых нагрузок для отдельных видов услуг и категорий платформенных занятых. Например, Совет сможет определять перечень видов услуг и работ, к которым недопустимо привлечение несовершеннолетних.
Предполагается, что платформы, вошедшие в реестр, смогут предлагать и собственные дополнительные стандарты для повышения защиты сторон исходя из положительного опыта. В будущем элементы предложенных стандартов смогут дополнить закон – Совет будет мониторить и оценивать последствия изменений в сфере платформенной занятости.
Важная особенность законопроекта – он предусматривает повышение защиты сторон без лишнего жесткого регулирования и вмешательства в бизнес-процессы. Операторы смогут развивать формы взаимоотношения с платформенными занятыми, искать новые алгоритмические и прочие эффективные технологии. Важно, чтобы вводимые законодательством нормы не создавали барьеров для развития, а регулировали самое необходимое в отрасли.
Сейчас Россия – в числе безусловных лидеров в сфере развития цифровых платформ. Они действительно улучшили жизнь людей. Продуманное и аккуратное регулирование отрасли будет только способствовать дальнейшему повышению качества жизни людей. В противном случае можно и проиграть. Причем не только с точки зрения международной конкуренции, но, что более важно, – с точки зрения удовлетворения потребностей наших граждан.