Ключевой маршрут «Север — Юг» обсудили в Баку: как устранить «узкое место» на границе Ирана и Азербайджана
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Ключевой маршрут «Север — Юг» обсудили в Баку: как устранить «узкое место» на границе Ирана и Азербайджана

Ключевой маршрут «Север — Юг» обсудили в Баку: как устранить «узкое место» на границе Ирана и Азербайджана

В Баку прошла двухдневная межправительственная встреча представителей России, Азербайджана и Ирана, посвященная развитию транспортного сотрудничества. Центральной темой переговоров стала синхронизация усилий по реализации западного маршрута Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг».

Встреча, состоявшаяся 13 октября, знаменует новый этап в трехстороннем сотрудничестве на фоне нормализации российско-азербайджанских отношений. Российскую делегацию возглавил вице-премьер Алексей Оверчук, азербайджанскую — вице-премьер Шахин Мустафаев, иранскую — министр транспорта Фарзане Садек.

Ключевые договоренности и планы

Участники встречи сконцентрировались на создании беспрепятственной логистической среды для перевозчиков. Как сообщил Алексей Оверчук, благодаря уже принятым мерам пропускная способность российско-азербайджанской границы выросла в 5 раз — с 400 до 1900 грузовиков в сутки. После завершения реконструкции трех пунктов пропуска этот показатель планируется увеличить до 3000 машин в день. Реализуются обходы Астрахани, Махачкалы, Дербента и Хасавюрта.

Статистика подтверждает рост грузопотока: за первое полугодие 2025 года через границу проследовало более 176 тысяч транспортных средств, а грузооборот вырос на 13%, достигнув 6,8 млн тонн.

Главная проблема и пути ее решения

Основным препятствием для роста грузопотока по западному маршруту остается отсутствие железнодорожного сообщения на участке Решт (Иран) – Астара (Азербайджан). Из-за этого грузы приходится перегружать на автомобили, что замедляет логистику и увеличивает расходы.

Для решения этой проблемы Россия и Иран договорились о совместном строительстве недостающего 162-километрового отрезка дороги. Проект стоимостью 1,6 млрд евро финансируется в основном за счет межгосударственного кредита, 85% которого предоставляет Россия. В мае 2025 года Россия начала изыскательские работы, а в конце сентября ей был передан первый 34-километровый участок для строительства. Процесс выкупа земель планируется завершить к марту 2026 года.

Политический контекст и значимость проекта

Эксперты отмечают, что встреча в Баку стала логическим продолжением переговоров президентов России и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева в Душанбе 9 октября, которые завершили острый фазу кризиса в двусторонних отношениях.

МТК «Север – Юг» имеет стратегическое значение для всех участников:

  • Для России это новый маршрут экспорта и транзита в обход недружественных стран.
  • Для Азербайджана — возможность укрепить свою роль ключевого транспортного хаба в регионе.
  • Для Ирана — жизненно важный проект, который помогает преодолеть экономическую изоляцию из-за санкций и укрепить связи с Москвой и Баку.

По оценкам экспертов, грузооборот по всем маршрутам коридора «Север – Юг» составляет от 15 до 23 млн тонн в год и продолжает расти. Успешная реализация проекта позволит ускорить доставку грузов, снизить транспортные расходы и в перспективе повлиять на все евразийское экономическое пространство.

Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2025/10/14/1146555-rossiya-azerbaidzhan-i-iran-proveli-audit-raboti-koridora-sever-yug?from=copy_text

Анекдот от профсоюза

- Я ведь почему была такой недоступной? Я ж думала, у тебя денег нет.