Скорее всего, российские меры также ударят по транспортной отрасли
Ведомости от 23.06.22
Российские власти обсуждают ответ Литве в связи с запретом транзита ряда товаров через свою территорию под предлогом выполнения санкций Евросоюза (ЕС). Об этом днем 22 июня журналистам заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. 21 июня секретарь Совбеза России Николай Патрушев заявил, что жители Литвы серьезно ощутят на себе последствия этих мер.
Есть три ступени ответа России на ограничения транзита через Калининград – по мере эскалации ситуации это будут экономические, политические и военные меры, считает эксперт аналитического центра «Валдай» Александр Носович. Скорее всего, главным ответом будет симметричное ограничение транзита Литве. Перевозки между Прибалтикой и ЕС, в том числе и Польшей, с которой у Литвы есть граница, идут и по железной дороге через российский эксклав. На КПП «Черняховск» находится пункт смены колеи с европейской (у Калининградской области она общая со странами Прибалтики – 1520 мм), говорит Носович. Если Россия запретит транзит через Калининград, Литва понесет экономические потери. Может быть избран пропорциональный вариант, адекватный половине номенклатуры транзита, запрещенного Литвой. В таком случае в первую очередь может быть приостановлен транзит удобрений, а также нефтепродуктов со стороны основной территории ЕС. Несмотря на то что Литва формально отказалась от российских нефтепродуктов, ее Мажейкяйский НПЗ (по совместительству крупнейший налогоплательщик страны) работает на сырье, доставляемом из Польши через Калининградскую область, напоминает Носович. Запрет нефтяного транзита из Польши в Литву станет серьезным ударом по бюджету Литвы, уверен эксперт.
Одной из мер по отношению к Литве могут стать претензии через стокгольмский арбитраж, считает старший научный сотрудник сектора экономики европейских стран ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. Москва уже заявила, что действия Вильнюса противоречат заключенным в 2002 г. договоренностям о транзите товаров в ЕС. Россия, по мнению эксперта, может потребовать компенсаций издержек, которые возникают от переброски грузов более длинным путем – через порты Северо-Запада: Петербург, Усть-Лугу и др.
Оленченко напомнил, что литовские автоперевозчики активно участвуют в доставке европейских товаров через Россию в Центральную Азию. Россия может закрыть им возможность транзита, как уже запрещен транзит в ЕС ряда товаров для российских автоперевозчиков. «В этом случае около 11 000 литовских водителей окажутся безработными, а Литва обратится за дотациями к Еврокомиссии», – отмечает эксперт.
Очевидно, что торговля с ЕС у России будет сокращаться и дальше, неизбежны и новые жесткие ограничения в седьмом пакете санкций, говорит директор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Поэтому вопрос заключается не только в давлении на Литву, но и в использовании этой ситуации для адаптации к новым ограничениям ЕС.