Большая часть предложений касается расходов на оборону и новые регионы
Ведомости от 15.11.23
Правительство и депутаты предложили во втором чтении законопроекта о бюджете рассмотреть распределение 1,7 трлн руб. расходов, заложенных на 2024 г., следует из опубликованной таблицы корректировок. «Ведомости» изучили представленные инициативы. В общей сложности Госдуме надо будет одобрить или отклонить 768 поправок, из них более 200 – текстовые.
В 2024 г. на 10 самых значительных открытых поправок по величине расходов приходится 60% всего предложенного к перераспределению объема, или более 1 трлн руб. Шесть предложений напрямую касаются распределения трат на национальную оборону, три – на восстановление новых регионов и еще одна – на соцподдержку занятых в оборонном секторе, в том числе военнослужащих. Сумма крупнейшей оборонной поправки на 2024 г. составляет 180 млрд руб. Их предлагается направить на соцподдержку занятых в оборонном секторе и военнослужащих. Наиболее значительная экономическая корректировка оценивается в 75,8 млрд руб. Эти деньги пойдут на дорожное хозяйство по программе «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской области и Херсонской области», следует из документа.
Поправки ко второму чтению могут предусматривать только перераспределение бюджетных средств в пределах общего объема расходов. Поэтому основные характеристики, принятые в первом чтении, остались неизменными. Поправки касаются детализации расходов, которые были изначально зарезервированы, но не назначены в законопроекте. Проектом бюджета заложены доходы в размере 35,1 трлн руб. в 2024 г., 33,6 трлн руб. в 2025 г. и 34,1 трлн руб. в 2026 г. Расходы прогнозируются в размере 36,7 трлн, 34,4 трлн и 35,6 трлн руб. соответственно. Дефицит казны, таким образом, должен составить 1,6 трлн руб. в 2024 г., 0,9 трлн руб. в 2025 г. и 1,5 трлн руб. в 2026 г.
В общей сложности на следующую трехлетку предложено перераспределить 6,7 трлн руб., сообщал ранее Минфин. Как уточнил «Ведомостям» представитель министерства, 4 трлн руб. из них пойдет в закрытой части. Три крупнейшие структурные группы поправок – финансовое обеспечение проведения специальной военной операции, рекомендации Госдумы, данные правительству в рамках принятия проекта бюджета в первом чтении, и распределение бюджетных ассигнований для реализации мероприятий в новых регионах, сообщалось в пресс-релизе ведомства. Дума рассмотрит проект бюджета во втором чтении 15 ноября.
Сумма правительственных поправок ко второму чтению бюджета на 2024–2026 гг. составляет более 3 трлн руб., сообщил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в ходе субботнего заседания комитета. Как пояснил представитель Минфина, указанный объем перераспределений касается только открытой части поправок. По словам Макарова, в следующем году предусмотрена индексация зарплат военным по предложению депутатов. В первоначальной версии закона индексация окладов военнослужащих и приравненных к ним лиц приостанавливалась в следующем году, напомнил он.
Поправки, предложенные депутатами фракции «Единая Россия», предусматривают выделение 138,6 млрд руб. Среди инициатив – дополнительные 36 млрд руб. на стимулирование спроса на покупку транспортных средств бизнесом и гражданами (скидка семьям с детьми). Также депутаты предлагают направить 26,4 млрд руб. за три года на обеспечение комплексного развития сельских территорий. На вовлечение в оборот сельхозземель предлагается выделить дополнительно 11,5 млрд руб. за три года, на поддержку проектов по производству комплектующих для промышленности – еще 9 млрд руб., на расширение программы «Профессионалитет» – 9 млрд руб.
Крупнейший объем перераспределений
Текущий объем перераспределенных ко второму чтению расходов – самый крупный за последние годы как в абсолютных значениях, так и в процентном отношении к общей сумме бюджетных трат, отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. При этом инициатором большинства поправок является сам автор документа – правительство. Очевидная причина такого поведения кабмина заключается в том, что ему приходится верстать бюджет в оперативном режиме на фоне постоянно меняющихся макроэкономических условий, считает эксперт. Вполне вероятно, что к моменту внесения проекта в Госдуму некоторые статьи расходов не успели согласовать до окончательных значений даже внутри правительства. Некоторые макроэкономические показатели успели измениться и за время рассмотрения документа депутатами (в частности, ЦБ существенно поднял ключевую ставку) и это тоже было необходимо учесть в бюджете, заключил Климанов.
Бюджет достаточно сильно поменялся, но не потерял акцента на оборону, добавляет главный экономист «Ренессанс капитала» Софья Донец. Перераспределения, которые произошли по остальным направлениям, таким как национальная экономика и здравоохранение, обусловлены борьбой министерств за ресурсы, так как без учета военных трат бюджет получился «довольно жестким».
Самые значительные изменения проекта состоят в переносе социальных расходов и трат на развитие новых регионов из закрытой части бюджета в открытую, отметил экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
«Переброска» бюджетных средств из закрытой части бюджета в открытую носит скорее технический, чем сущностный характер, продолжает Климанов. Например, некоторые статьи переносят в открытую часть просто по причине того, что в них нет секретности. Кроме того, некоторые оборонные расходы, которые сосредоточены в закрытой части, вполне можно отнести к направлениям «социальная политика» или «национальная экономика», говорит Донец. «Например, расходы на зарплаты и инвестиции могли перенести в другой раздел, не поменяв их сути», – пояснила экономист.
Поправка об индексации окладов военных и силовиков в 2024 г. возникла из-за того, что к моменту внесения законопроекта позиции разных ведомств не были окончательно согласованы, допускает Климанов. Прийти к консенсусу удалось уже во время рассмотрения документа, и теперь понадобилась корректировка. Не последнюю роль в принятии этого решения сыграл рост темпов инфляции, считает эксперт.