В настоящее большинство граждан пользуются услугами банковских организаций. Кто-то открывает вклады, храня свои сбережения под проценты, кто-то просто пользуется банковской картой. Банки заинтересованы в привлечении денег, ведь это основной источник их существования. Ну а мы, выбирая банк, в первую очередь обращаем внимание на его надежность, а также предлагаемые условия.
Сейчас хранить деньги в банках стало надежнее, поскольку вклады страхуются государством. А если банк – крупный и известный, то сомнений в сохранности своих честно заработанных практически нет. Тем не менее хочу привести в пример один вопиющий случай, который может лишить вас крупной суммы, и произойти это может абсолютно в любом банке, от малоизвестного регионального банка до такого гиганта, как Сбербанк. Рассмотрим подробнее.
Банк решил не возвращать деньги клиента
Женщина открыла два вклада в одном из крупнейших банков России. Общая сумма превысила миллион рублей.
Через год она обратилась в банк, чтобы получить деньги, однако получила отказ. Ей объяснили, что никаких договоров банковского вклада с ней не заключали, денег от нее не принимали. При этом все документы, доказывающие обратное, были на руках у клиента.
В ходе разбирательства было установлено, что денежные средства были присвоены мошенником, работавшим в этом банке. Сотрудник, являющийся начальником отдела, советовал клиентам несуществующие вклады, обещая повышенные вклады.
При этом все документы оформлялись как положено, выдавался договор, а также квитанции, подтверждающие прием денег. Правда, документы были иной формы, не имеющие к банку никакого отношения. Таким образом были похищены сотни миллионов рублей.
В итоге женщине пришлось подать исковое заявление в суд с требованием к банку вернуть ее средства. Но предстоящий путь оказался не таким простым, как казалось изначально.
Обязан ли банк вернуть деньги?
Иск рассматривал Никулинский районный суд г. Москвы. В решении от 12 октября 2021 года истице было отказано. Суд указал на то, что сотрудником банка было допущено превышение своих служебных обязанностей.
В рамках уголовного дела им было сказано, что хищение денег клиентов – его личная инициатива. Поскольку вклады и счета по факту открыты не были, а деньги в кассу не поступали, то и оснований требовать их у банка нет.
Женщина обратилась с апелляционной жалобой в Московский городской суд, однако и там ей было отказано. Доводы суда первой инстанции были поддержаны. Второй кассационный суд общей юрисдикции также встал на сторону банка. Таким образом, первые три инстанции фактически оставляли женщину без денег, ведь вернуть их у подозреваемых в мошенничестве вряд ли бы получилось. Не сдавшись, женщина обратилась в Верховный суд РФ.
Важное решение, которое может помочь многим
Верховный суд рассмотрел это дело только в январе 2023 года. Судьи отметили, что судами первых трех инстанции были допущены существенные ошибки. Во-первых, клиент банка – обычное физическое лицо не должен проверять, какие полномочия у сотрудников банка. Если сотрудник находится в отделении банка на своем рабочем месте, то для клиента это весомый аргумент, что перед ним уполномоченное банком лицо.
Во-вторых, банк – профессиональный участник финансовых отношений, в отличие от клиента, таким образом за установленные формы документов ответственность несет непосредственно банковская организация.
В-третьих, у истицы на руках были документы, подтверждающие внесение денег на счет, а значит факт заключения договора установлен.
В связи с этим Судебная коллегия ВС РФ отменила все три судебных акта и направила дело на новое рассмотрение (Определение ВС РФ от 24 января 2023 года по делу № 5-КГ 22-128-К 2).
Вот такие ситуации могут произойти с каждым, поэтому важно сохранять все документы, которые выдаются банком.
Будьте здоровы и берегите себя!
Специально для членов и партнеров Промышленного профсоюза кандидат юридических наук Бабкин М.А.