Президент провел переговоры с высшим политическим руководством страны и пообщался с выпускниками российских вузов
Ведомости от 21.06.24
Самолет президента в аэропорту Ханоя приземлился после часа ночи по местному времени (девять часов по Москве). Вьетнам стал второй точкой азиатского турне – Владимир Путин прилетел в Ханой из Пхеньяна. В основной день визита, 20 июня, президент провел четыре встречи с представителями высшего руководства страны.
Кульминацией всех переговоров – в КНДР и во Вьетнаме – стала пресс-конференция Путина. На ней президент России смог разъяснить, при каких условиях будут задействованы части договора с КНДР о помощи в военной сфере (см. материал на стр. 2). Путин отметил, что поводом для оказания такой помощи станет военная агрессия – так прописано в документе. Он также уточнил, что заключенное с Северной Кореей соглашение не является новинкой. Документ был подписан в связи с тем, что прежний договор прекратил существование и в нем ничего не изменено: «Конечно, в современных условиях это [соглашение] смотрится особенно остро».
Что касается возможного использования добровольцев – солдат из КНДР в спецоперации на Украине, то, по словам Путина, в этом нет необходимости. «Мы никого об этом не просим, и нам никто не предлагал», – сказал он. При этом в ответ на поставки вооружений на Украину Россия не исключает поставок вооружений в другие страны, сказал Путин. «Пусть Запад думает, где оно окажется потом», – добавил президент. Если оружие будет поставлять Южная Корея, это станет ошибкой.
На вопрос о санкциях в отношении Северной Кореи Путин привел в пример блокадный Ленинград. Он напомнил, что родом из этого города, и рассказал, что в годы блокады умер его брат. «А что сейчас происходит в Северной Корее? Можно, как угодно, относиться к режиму, но вводить ограничения, связанные с трудовой миграцией, – это как-то странно выглядит. Это ведет к тому, чтобы семьи <...> не имели возможности где-то заработать и кормить своих детей. Это ничего не напоминает? Разве это гуманно?» По словам президента, санкции, вводимые прежде всего по политическим соображениям, «должны соответствовать современному уровню развития человечества».
Еще 11 июня замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявлял, что Россия может внести уточнения в ядерную доктрину в связи с планами НАТО привести ядерные силы в состояние боевой готовности. Путин не обошел этот вопрос стороной. «Мы сейчас думаем о том, что бы в ядерной доктрине можно было бы поменять. Во всяком случае, мы знаем, вероятный противник над этим работает, над новыми элементами, связанными с понижением порога применения ядерного оружия», – пояснил Путин. Он отметил, что в западных странах сейчас идет разработка «взрывных ядерных устройств сверхмалой мощности».
А отвечая на вопрос о том, почему он решил озвучить свои предложения по урегулированию конфликта на Украине публично, хотя в марте 2022 г. эти переговоры велись кулуарно, сказал, что тогда надежды на переговоры не оправдались. «Все будет зависеть от того, как будет меняться ситуация на земле. И думаю, что некоторые здравомыслящие политики еще задумаются о том, являются ли сделанные мною предложения реалистичными, объективными и соответствующими интересам договаривающихся сторон и всей Европы в том числе, если она действительно хочет прекращения конфликта в центре Европы», – сказал президент.
При этом Путин повторил: Россия создает «санитарную зону» из-за продолжения обстрелов со стороны Украины, но цели подходить к Харькову у нее нет. «Еще полгода назад [я] говорил, что если обстрелы наших населенных пунктов в приграничье будут продолжаться, мы будем вынуждены создавать зону безопасности – санитарную зону на украинской территории», – сказал он. По его словам, страны Запада подталкивают Украину к тому, чтобы ВСУ любой ценой «выдавили» подразделения Вооруженных сил России на линию госграницы. Они планируют подать это как крупный успех 2024 г. в связи с предстоящим саммитом НАТО и выборами в США.