ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Как аэропорты России сокращают расходы на персонал
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Как аэропорты России сокращают расходы на персонал

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Как аэропорты России сокращают расходы на персонал

И последуют ли за этими мерами массовые увольнения

Ведомости от 22.03.22

Национальный провайдер аэронавигационных услуг – Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК по ОрВД) с 23 марта по 30 апреля 2022 г. вводит режим экономии фонда оплаты труда. Об этом говорится в подписанном 21 марта приказе гендиректора ГК по ОрВД Игоря Моисеенко. «Ведомости» ознакомились с документом. Причиной решения стали «существенные изменения условий работы» госкорпорации из-за снижения интенсивности воздушного движения, ставшего следствием санкций ЕС и ответных шагов России.

ГК по ОрВД не первое предприятие в отрасли авиаперевозок, кто вынужден сокращать расходы на персонал. Многие аэропорты также объявили об отправке сотрудников в простой и прочих мерах оптимизации. Но разница в сценариях существенна: одни переводят персонал на неполную занятость, другие отправляют сотрудников в простой.

Неполная занятость

Цель нынешней экономии – не допустить массового увольнения работников, говорится в приказе Моисеенко. В ГК по ОрВД работает 30 000 человек по всей России.

Для работников ГК по ОрВД с пятидневной рабочей неделей предусмотрен режим неполного рабочего времени, а для основного персонала, работающего посменно, вводится частичный простой по вине работодателя. На это время заработная плата работников упадет не больше чем на 10% от расчетной ежемесячной зарплаты.

Как сообщил руководитель правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич, изданию приказа предшествовали 10-дневные переговоры руководства госкорпорации с Федеральным профсоюзом авиадиспетчеров и Профсоюзом авиаработников радиолокации, радионавигации и связи. Первоначальный план был снизить фонд оплаты труда на 30%, говорит Бабич. Представители ГК по ОрВД не подготовили ответ на запрос «Ведомостей» на момент публикации.

Два сценария простоев

Международный аэропорт «Шереметьево» (МАШ) с 16 марта отправил часть персонала в простой по причинам, не зависящим от работодателя и работников, – из-за «критического снижения пассажиропотока». Гендиректор МАШ Михаил Василенко подписал соответствующий приказ, «Ведомости» ознакомились с копией документа. Среднесписочная численность группы компаний МАШ в 2020 г. составляла 18 159 человек, по данным годового отчета. По словам директора МАШ по связям с общественностью Анны Захаренковой, простой затронет около 20% персонала. Простой продлится до особого распоряжения, говорится в приказе Василенко. Основная задача на данном этапе – максимально сохранить производственный потенциал компании для обеспечения бесперебойной работы в текущих условиях. За работниками сохраняются рабочие места, условия ДМС, говорит Захаренкова.

Временный простой позволяет заметно сократить расходы на оплату труда, не требует единовременных больших затрат (в отличие от увольнения, при котором надо выплатить два оклада сразу), говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Трудовой кодекс предполагает два сценария простоев – по причинам, не зависящим ни от работодателей, ни от работников, а также по вине работодателя, объясняет управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина. При первом сценарии работники больше теряют в заработке.

При отправке в простой по не зависящим от работодателя причинам сотрудникам сохраняется 2/3 оклада, а при простоях по вине нанимателей – 2/3 месячного заработка. Если оклад составляет около 60% заработка, остальное – надбавки и премии, то при сохранении 2/3 оклада работники теряют 60% реального дохода, при сохранении 2/3 среднего заработка – около 33% дохода, говорит Бабич.

Авиатрафик в «Шереметьево» резко упал с конца февраля, у аэропорта закрыты три из пяти терминалов, временно не эксплуатируется ВПП-3, работают только терминалы В и С. В марте «Шереметьево» лишилось львиной доли международного авиасообщения из-за санкций ЕС против российских авиакомпаний, которые обязывают перевозчиков вернуть иностранным лизингодателям самолеты Boeing и Airbus. Российские авиакомпании временно прекратили полеты.

Из-за европейских санкций авиакомпании начали отказываться от международных полетов: например, S7 полностью их отменила с 5 марта, с 8 марта все международные рейсы отменила «Победа», «Аэрофлот» с 8 марта отменил все международные рейсы, кроме полетов в Белоруссию, Киргизию, Азербайджан и Армению. AzurAir и Nordwind отменили все рейсы, кроме полетов в Турцию.

Один из диспетчеров центра управления аэропортом МАШ рассказал «Ведомостям», что из-за простоя реальные заработки сотрудников снизятся не меньше чем на 40%. Он сказал, что сотрудники его службы до недавнего времени получали на руки по 100 000 руб. в месяц, теперь ожидается примерно 53 000–54 000 руб. Он знает, что многих водителей машин, сопровождающих самолеты, а также сотрудников службы организации и контроля качества техобслуживания самолетов (тоже относятся к центру управления аэропортом) уже отправили в простой, у них оклады ниже, чем у диспетчеров. По просьбе членов первичной профсоюзной ячейки Федеральный профсоюз авиадиспетчеров обратился в прокуратуру и Роструд с просьбой проверить, насколько законна отправка в простой по причинам, не зависящим ни от работников, ни от работодателей, сообщил собеседник «Ведомостей» в МАШ.

Пандемия и военная спецоперация

Пантелеев из «Авиапорта» напоминает, что для операторов аэропортов нынешняя ситуация не первый случай существенного сокращения перевозок. В 2020 г., когда из-за пандемии были запрещены международные полеты, спад объемов достигал 95% к показателю аналогичного периода 2019 г., говорит Пантелеев.

Собеседник «Ведомостей» из МАШ рассказывает, что в 2020 г., когда было тотальное падение авиаперевозок, схема простоя была более прозрачной: сначала 50% персонала были отправлены в простой с сохранением 2/3 оклада, через две недели они вернулись на работу и в простой отправилась другая половина коллектива, они чередовались. Сейчас ситуация с рейсами лучше, чем в 2020 г.: количество рейсов из-за военной спецоперации снизилось с 750–760 до 350–400 в сутки. До пандемии число рейсов в среднем составляло 900–1000 в сутки, в апреле – мае 2020 г. аэропорт обслуживал по 130–140 рейсов в сутки. Сейчас терминалы В и С работают, сохранилось авиасообщение внутри России, а также с Юго-Восточной Азией и Ближним Востоком, напоминает диспетчер МАШ.

Из аэропортов Московского авиационного узла МАШ в самом уязвимом положении, потому что базирующийся в нем «Аэрофлот» был крупнейшим перевозчиком на международных линиях, говорит Пантелеев. По данным МАШ, в 2021 г. доля международного пассажиропотока в аэропорту составляла 29,4% общего трафика (9,1 млн человек из 30,1 млн). Для сравнения: у аэропорта «Домодедово» доля международного пассажиропотока в прошлом году составила 19,6% (4,9 млн человек из 25,1 млн).

78,5% вылетов самолетов из аэропорта «Шереметьево» в 2020 г. приходилось на компанию «Аэрофлот» (73 104 из 93 183 вылетов, следует из годового отчета МАШ). В январе 2022 г. аэропорт обслужил 2,5 млн человек, в том числе 0,93 млн человек на международных линиях, по данным компании. Производственная загрузка «Шереметьево» сократилась практически на 70%, сообщил представитель МАШ.

Как сообщил представитель аэропорта «Домодедово», компания разработала комплекс мер, направленных на оптимизацию затрат и сохранение рабочих мест в условиях финансового кризиса в авиационной отрасли. Среди них переход к неполной занятости и формирование сменных графиков, основанных на фактическом объеме перевозок. Это временные меры, которые позволят обеспечить справедливый подход, равномерную занятость, стабильный доход для всех сотрудников и гарантировать штатную работу аэропорта, говорит представитель аэропорта «Домодедово».

Южные аэропорты

До 26 марта закрыто 12 аэропортов на юге России, их судьба пока не ясна. Сейчас под наибольшим ударом находятся аэропорты юга и юго-запада России, где введено ограничение полетов, говорит Пантелеев. Там полная потеря трафика, отмечает он, но операторы понимают, что это временное событие, поэтому увольнять персонал нет смысла, отправляя его в вынужденный простой и вводя неполный рабочий день для людей, которые поддерживают работоспособность инфраструктуры.

ГК «Аэродинамика» контролирует аэропорты Краснодарского края (Краснодар, Сочи, Анапа) и Владивостока. По словам ее представителя, с 24 февраля, дня ограничения полетов в южной воздушной зоне, включая аэропорты Краснодара и Анапы, компания была вынуждена отправить часть персонала – работников производственных служб в простой до момента снятия ограничений и возобновления работы аэропортов. Это сотрудники служб организации перевозок, наземного обслуживания воздушных судов, службы авиационной безопасности. За сотрудниками аэропортов Краснодара и Анапы сохранена зарплата в 2/3 оклада. В аэропорту Краснодара в простой отправлено более 40% персонала, в аэропорту Анапы – 18%, сообщил представитель «Аэродинамики».

Он сказал, что аэропорты группы не планируют сокращений персонала и сохраняют все социальные программы. Сейчас службы аэропортов готовят их к летнему сезону. Аэропорты находятся в высокой степени готовности для возобновления работы в любую минуту, уверяет представитель «Аэродинамики».

В весенне-летний сезон потребность в персонале увеличивается из-за сезонного роста перевозок, отмечает Пантелеев. Ранее в ряде аэропортов с сезонным пассажиропотоком на лето нанимали дополнительный временный персонал. Сейчас такие аэропорты выведут людей из временного простоя, а окончательно кадровые решения примут ближе к осени, когда станет ясно, что будет с санкциями, говорит эксперт. По его словам, если санкции Запада продлятся годы, увольнений не избежать. В транспорте всех типов и складском хозяйстве в России занято 6,3 млн человек (данные Росстата за 2019 г., более свежих данных нет).

По оценкам руководителя практики «Инфраструктура» компании Magnum Hunt Executive Search Анастасии Филькиной, сотрудники авиадиспетчерских служб могут найти работу в железнодорожной отрасли, в транспортной логистике. Сотрудники направления аэронавигации и связи могут быть востребованы в телекоммуникациях. А руководители и сотрудники, задействованные в сфере обслуживания полетов, начиная от клининга и заканчивая продажами и клиентским сервисом, смогут переориентироваться на другие отрасли, такие как транспорт, логистика, промышленное производство, недвижимость, телекоммуникации и ритейл, считает Филькина.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…