Южный центр судостроения и судоремонта ОСК: курс на серийное производство судов гражданского назначения
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Южный центр судостроения и судоремонта ОСК: курс на серийное производство судов гражданского назначения

Южный центр судостроения и судоремонта ОСК: курс на серийное производство судов гражданского назначения

2024 год стал для астраханских судостроителей ОСК периодом новых возможностей, открывающих перспективы развития, расширения производственных мощностей и укрепления позиций на судостроительном рынке. Портфель заказов Южного центра судостроения и судоремонта включает 20 проектов различного класса и назначения. В этом году корабелы передали в эксплуатацию два новых судна: земснаряд и пассажирский теплоход. Спустили на воду четыре проекта и запустили новую серию дноуглубительных судов. О дальнейшем развитии производственных площадок ОСК, улучшении социально-бытовых условий и карьерном росте мы поговорили с генеральным директором акционерного общества «Южный центр судостроения и судоремонта» Сергеем Карачковым, ставшим у штурвала предприятия в конце первого квартала этого года.

— Сергей Михайлович, на первой встрече с трудовым коллективом после Вашего назначения генеральным директором Южного центра Вы сказали: «Работы много, мне нравится». Что Вы тогда имели в виду?

Персонально для меня это очередной вызов, потому что судостроительная отрасль, составная часть машиностроения, нуждается в переменах. Познакомившись с активами четырех производственных площадок и концепцией распределенной верфи, я понял над чем нужно работать и какие дальнейшие пути развития выбрать. Если говорить о самих активах то, к сожалению, на сегодняшний момент они находятся не в лучшем состоянии, но для меня это не главное. Мне важны люди, с кем продолжать работать и строить суда гражданского назначения. Радует, что коллеги обладают ясным пониманием текущей ситуации и высоким уровнем мотивации. На встречах с трудовым коллективом я увидел, что есть не только опытные специалисты, но и молодые таланты, которые хотят вносить свежие идеи и подходы в нашу совместную работу, нацеленную на результат.

— Вы уже практически девять месяцев руководите Южным центром.  Какие-то итоги для себя уже подвели в преддверии Нового года?

Безусловно, иначе и быть не может. Каждая неделя в производстве — это маленький подвиг, каждый месяц — уже более значительное достижение. Все это в совокупности по каждому направлению приводит к одному большому и важному результату.

Если все же перейти к цифрам, то они говорят сами за себя. В течение последних нескольких лет выручка по всему «южному кусту» составляла 4 миллиарда рублей. По итогам этого года мы выходим на показатель более 6 миллиардов, а собственная трудоёмкость наших работников возросла на 20%. Операционная прибыль достигла наивысшего значения за последние четыре года. Созданы новые рабочие места — прирост составил более 250 человек на конец года. Сегодня коллектив Южного центра насчитывает порядка 2300 сотрудников. Эти показатели подтверждают, что мы движемся в правильном направлении, намеченном совместно с Объединенной судостроительной корпорацией, и способны производить качественную продукцию, но можем ещё больше.

— Сергей Михайлович, а какие задачи вы ставите перед Южным центром на 25-й год? Какой сценарий развития астраханских верфей Вы видите в ближайшей перспективе? 

Ну, это всё просто. Если мы хотим чего-то добиться, то задачи должны быть достаточно амбициозными, но, тем не менее, достижимыми. Когда в конце марта я приступил к работе, в апреле у меня уже был подготовлен подробный доклад по состоянию заводов по всем функциональным направлениям. В мае я доложил руководству Объединенной судостроительной корпорации свои предложения по дальнейшему развитию астраханских верфей. Мне удалось донести реальное положение дел на заводах и пути выхода из этой ситуации.

Южный центр, в масштабах корпорации, — стратегически важное предприятие по строительству судов гражданского назначения, находящееся на Каспии. Нам оказывают большую поддержку как со стороны ОСК, так и со стороны Правительства региона. Производственные мощности астраханских верфей загружены до 2026 года включительно. На будущий год мы планируем сдачу от 5 до 8 судов и выход на чистую прибыль в 500 миллионов рублей. Но давайте будем честными: часть судов — это договоры «наследия», и чтобы идти вперёд, необходимо закрыть текущие обязательства. Мы столкнулись с проблемой, связанной с тем, что это импортозамещаемые проекты. Даже неисправность какой-то небольшой детали сильно сдвигает сдачу судна вправо. 

Вторая основная наша задача — это привлечение новых заказов. Определены ключевые направления, можно сказать, основная продуктовая линейка, где мы должны усиливать и развивать свои компетенции. Это объекты нефтегазового сектора, специализированный флот, наши земснаряды и грузовые суда: контейнеровозы, балкеры, танкеры. Уже к 2027 году Южный центр должен выйти на серийное производство судов река-моря гражданского назначения.

— Кадровый голод — это проблема не только наших заводов, но и всей отрасли. Как, по Вашему мнению, привлечь и удержать квалифицированных специалистов? 

Человек должен понимать, что о нём заботятся — это первое. В апреле на встречах с трудовыми коллективами мы зафиксировали злободневные вопросы сотрудников и начали их прорабатывать. Часть задач уже выполнена. Отремонтированы социально-бытовые помещения: туалеты, душевые и комнаты приёма пищи, и в следующем году мы обязательно продолжим эту работу. Остеклили производственные цеха. Начали с АСПО и продолжим на площадке «Красные Баррикады». Здесь и отношение к нам уже другое: когда по-хозяйски всё прибрано, заказчики и надзорные органы это видят и оценивают. Комфортные условия труда — это не просто вопрос эстетики. Это ключевой фактор, который влияет на производительность и качество работы. 

Сейчас мы обсуждаем поэтапное устранение нашей сложной проблемы, связанной с кровлей цехов. Ведется диалог с ОСК о разрешении данной задачи в рамках программы модернизаций заводов внутри корпорации. Если ремонт крыш на двух площадках — АСПО и «Красные Баррикады» — можно провести выборочно, то на заводе «Лотос» необходим полный ремонт кровли. Эта ситуация всем известна и уже давно затянулась. К сожалению, мы не можем сразу выделить всю необходимую сумму, поэтому принято решение разделить её на три крупных части. Со следующего года начнём эту серьёзную работу.

Второй момент, который я хотел бы отметить для привлечения и удержания персонала, — это открытость руководителей для общения. Можно сказать, это двухсторонняя улица для диалога. Я с удовольствием хожу по цехам, и ко мне подходят заводчане с вопросами. Конечно, стараюсь оперативно отвечать на них, решая ту или иную проблему. Кстати, для этого мы установили ящики для обращений на всех производственных площадках.

Самый важный аспект, на мой взгляд, заключается в том, чтобы люди осознавали, чего мы ожидаем от каждого из них. Как только сотрудники понимают, в каком направлении движемся, и видят перспективу минимум на пять лет, они могут сформировать свою позицию: оставаться работать или нет. Наша цель ясна и проста: мы должны стать лучшим предприятием в сфере строительства гражданских судов в корпорации и улучшить благосостояние сотрудников Южного центра судостроения и судоремонта. Это простое и земное мое желание. Однако я хотел бы акцентировать внимание на том, что важна вовлеченность каждого работника нашего завода в процесс постоянных улучшений как на рабочем месте, так и в контексте оптимизации рабочих процессов. Только благодаря активному участию и инициативе каждого мы можем достичь значительного повышения производительности, что, в свою очередь, позволит ускорить темпы строительства и увеличить объемы выполняемых работ. Это не только способствует успешной реализации проектов, но и создает условия для повышения заработной платы. Таким образом, вклад каждого из нас становится основой для общего успеха и процветания компании.

— Как кандидат социологических наук, применяете ли Вы свои знания и навыки в управлении компанией? 

Мой профессиональный путь насчитывает более 30 лет, начавшись с должности ученика электромонтёра. На протяжении этого времени я последовательно прошёл все этапы карьерного роста. Во время реформ атомной отрасли, Министерства обороны и реформы электроэнергетики я занимал ключевые должности. Собственно говоря, это меня воспитало и закалило. 

Получение учёной степени в области социологии управления позволило чуть расширить мои горизонты и помогло структурировать практические навыки. Если говорить простым языком, то моя кандидатская работа была посвящена стратегии развития закрытого атомного города. Как раз здесь и применяется масштабность мышления, возможность попытаться заглянуть немножко вперёд, основываясь на опыте. 

Наверное, одним из ключевых навыков, которые я приобрёл благодаря своему образованию, является способность объяснять сложные концепции простым языком.

— Сергей Михайлович, Вы уже немного затронули тему профессионального становления. Расскажите, почему выбрали когда-то рабочую специальность? Кто повлиял на выбор профессии? 

Рабочая специальность в моей жизни — это заслуга папы. Я закончил школу в 1990 году, когда в стране уже начиналась перестройка. Родители настояли на том, чтобы я получил техническое образование, и я безмерно благодарен им за это. По первой специальности я инженер-электрик и закончил Московский инженерно-физический институт. 

Мои родители работали на урановом заводе: папа был инженером, а мама — служащей. Они много лет были уважаемыми работниками комбината, и их трудолюбие и преданность делу всегда служили для меня примером. 

Завод — это живой механизм, позволяющий развиваться в самых разных направлениях. Я всегда подчеркиваю, что он является настоящим социальным лифтом. С первого дня работы у тебя есть возможность вступить в совет по делам молодежи, участвовать в профсоюзной деятельности, а в дальнейшем перейти в совет ветеранов. Работа в коллективе — это не только профессиональный рост, но и общение с интересными людьми, а также возможность пройти через множество жизненных ситуаций. Я сам начинал как самый молодой электромонтер и впоследствии стал самым молодым руководителем на крупнейшем урановом заводе. Окружая себя опытными коллегами, я внимательно слушал их истории, учился не только профессиональным навыкам, но и жизненной мудрости.

— В этом году у нас впервые на заводах по Вашей инициативе был объявлен конкурс на изготовление малых архитектурных форм. Три производственные площадки Южного центра выполняли интересные творческие работы. Расскажите, в чем была основная задумка? 

На заводе мы проводим значительную часть своей сознательной жизни. Важно создать атмосферу уюта и позитива, чтобы наше рабочее пространство стало чем-то родным. Ухоженные газоны и аккуратно подстриженные деревья — это не просто элементы ландшафта, а часть общей гармонии. Завод — это не только тяжелая промышленность, а прежде всего люди, которые здесь трудятся. 

Мы обязательно продолжим развивать территорию предприятий. Сейчас формируем спортивно-оздоровительную зону на одной из производственных площадок. В 2025 году планируем открыть музей истории судостроения Астраханской области и аллею ветеранов, приуроченную к 80-летию Великой Победы. 

Если же говорить о заводских конкурсах, то такие мероприятия развивают дух творчества и выявляют таланты наших работников, способствуя их профессиональному росту и укрепляя командный дух. Мы создаем пространство для общения, здоровья и вдохновения — и это только начало нашей истории. 

— Что Вы пожелаете сотрудникам Южного центра судостроения и судоремонта в новом году? 

Я желаю коллегам оставаться самими собой и находить гармонию внутри себя. Пусть каждый день работы на заводе приносит удовольствие от результата. Оставляйте негативные эмоции за порогом дома и приносите позитив на работу. Ну и, конечно, как руководитель предприятия, я пожелаю, чтобы в следующем году производственная программа была выполнена.

Анекдот от профсоюза

— Всё, 1 января иду в спортзал!

— Он 1 января не работает.
— Безобразие, и в этом году тоже не работал. Так я никогда не начну заниматься спортом!