Этот год для Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, Астрахань, входит в ОСК) стал успешным. Были заключены два контракта на строительство — плавучего дока для ПАО «Северная верфь» и шести земснарядов для АО «ГТЛК», заложены четыре судна и столько же передано заказчикам.
О том, сколько всего заказов в портфеле центра, о важности выхода на серийность и модернизации производственных площадок, «ПортНьюс» поговорил с генеральным директором АО «ЮЦСС» Анатолием Мишановым.
— Анатолий Викторович, сколько судов в данный момент строится на производственных площадках ЮЦСС? Расскажите, пожалуйста, об этих проектах.
— На сегодняшний день Южный центр судостроения и судоремонта — это три производственные площадки: «Красные Баррикады», АСПО и завод «Лотос». «Красные Баррикады» исторически, уже на протяжении более 50 лет, специализируются на строительстве оффшорных объектов. Сейчас там в рамках контракта идут работы над вспомогательным буровым комплексом и энергетическим комплексом для ледостойкой платформы.
АСПО — это у нас и судоремонт, и судостроение. Например, в этом году мы заключили контракт на строительство дока для Северной верфи весом порядка 25 тыс. тонн. Работы должны начаться в ближайшее время, предполагаем, что в ноябре-декабре. Это большой, якорный контракт, который позволит загрузить мощности АСПО практически на 100% на ближайшие два года. Здесь же завершается строительство танкера-химовоза проекта 00216, передавать который будем заказчику весной следующего года. На АСПО мы сейчас переместили теплоход «Петр Великий», чтобы поднять его в док. Строился он, напомню, на «Лотосе». Ожидаем, что в апреле начнутся ходовые испытания.
Ну и основное судостроение у нас сконцентрировано на заводе «Лотос», который в этом году загружен почти на 100%. Сейчас на этой производственной площадке завершается строительство танкера-химовоза проекта RST25/7, сдача — весной 2024 года. Продолжается строительство трех земснарядов. Это проект, разработанный голландской компанией IHC, которая в 2022 году, к сожалению, прекратила с нами любое сотрудничество, что вызвало на первых порах довольно много проблем, так как не было программного обеспечения на их оборудование. В итоге была проделана огромная работа, российские программисты оказались на высоте, все выполнено с нуля и сейчас работает как надо. Один земснаряд из четырех мы уже передали заказчику. На «Лотосе» продолжается строительство с передачей также весной 2024 года сухогруза проекта RSD49, параллельно строятся наши контейнеровозы проекта 00108.
Кроме того, два объекта размещены не на наших мощностях, а мы арендуем площадки в других регионах. Это опорное основание для всей той же ледостойкой платформы, оно строится в Калининграде на верфи-интеграторе. Еще один объект — пассажирское судно проекта ПКС-180, которое в рамках нашего контракта строится в Нижнем Новгороде. Ожидаемый срок сдачи — июнь 2024 года, чтобы судно успело поработать часть навигации.
Если все суммировать, то мы реализуем 11 контрактов стоимостью 45,5 млрд рублей. В общей сложности это 22 объекта, из которых 15 находятся уже в разной степени строительства. Работу над еще семью объектами начнем в ближайшее время. Это, как я уже сказал, док для Северной верфи и шесть земснарядов, на которые заключен контракт с ГТЛК в рамках программы льготного лизинга. Данные земснаряды мы будем строить, ориентируясь уже в основном на импортозамещение. Поэтому сейчас разрабатывается проект, ожидаем его к концу года. Сама концепция, технологическая схема останутся прежними, но насосы, гидравлическая система и прочее оборудование будут российскими.
— У вас довольно большой портфель заказов. В связи с этим планируете ли какие-то контракты еще дополнительно заключать?
— Если говорить о перспективах, то рассчитываем на продолжение строительства серии контейнеровозов. В общей сложности должно быть сдано 25 таких судов, мы строим пока только четыре. Надеемся, что работа и над остальными судами будет идти на наших площадках. Ну и рассчитываем продолжить строительство серии земснарядов.
Вообще, выход на серию для нас довольно важен. Раньше на предприятиях ЮЦСС строились именно головные суда. Масса заказов, но все головные. Из-за чего строительство могло идти долго, проблематично. Серия из тех же контейнеровозов дала бы большой толчок в развитии предприятия.
— Как известно, завершается работа над проектом отечественных судов-зерновозов. И ранее на разных уровнях озвучивалась идея о реализации данного проекта по принципу распределенной верфи. ЮЦСС мог бы принять участие в этом строительстве?
— Безусловно, у нас уже есть подобный опыт, когда какие-то секции, блоки строятся на наших производственных площадках, а потом перемещаются на верфь-интегратор для сборки. По такому же принципу будет идти работа над доком для Северной верфи. Непосредственно на наших мощностях для зерновозов можно изготавливать, например, плоские секции.
— Вы затронули ранее тему модернизации предприятий. Расскажите, пожалуйста, в каком оборудовании есть потребность? Планируете ли что-то приобретать в ближайшее время?
— Буквально на днях должна прийти новая линия современной термической резки. Ее мы приобретаем по программе Фонда развития промышленности. Кроме этого ожидаем поступления автоматизированной линии резки профиля.
Закупаем много сварочного оборудования, приобрели новое оборудование рентгенографии. Ну и в ближайших планах закупка роботизированной линии плоских секций. Все это мы планируем реализовать до 2025 года включительно. И рассчитываем, что к 2027 году сможем выйти на выпуск девяти судов-контейнеровозов в год и трех земснарядов. Поскольку строить в таких объемах можно именно на «Лотосе», то новое оборудование устанавливать будем в первую очередь там.
Ну и поскольку у нас три производственные площадки, мы стараемся не развивать весь цикл строительства в одном месте. Например, «Лотос» уникален тем, что к нему подходят и железная, и автомобильная дороги, находится он на Волге. Благодаря такому расположению поставка металла, его обработка и даже частичная резка для всех трех площадок происходит на «Лотосе». На АСПО мы развиваем компетенции производства систем трубопроводов. В рамках программы модернизации планируем запустить линию изготовления трубных узлов, оснащенных современным оборудованием. Ну а «Красным Баррикадам» в этой кооперации мы отдаем место производства деталей МСЧ, например, фланцев.
— Вы сказали, что при строительстве земснарядов на первых этапах столкнулись с проблемами в части оборудования из-за разрыва отношений с иностранными компаниями. А как обстоят дела сейчас? Решен ли вопрос с импортозамещением?
— По большей части, да. Сейчас этот вопрос не стоит так остро, как раньше. Например, двигатели на контейнеровозы проекта 00108 будем покупать у завода «Волгодизельмаш», поставляющего полностью российскую продукцию. Есть ряд отечественных предприятий, которые разработали и выпускают винторулевые колонки. У нас это реализовано при строительстве земснарядов. Краску мы теперь покупаем тоже российскую, очень качественная, ничем не уступает по характеристикам. При этом по некоторым позициям остались нюансы с ценообразованием: отечественным производителям иногда сложно конкурировать с иностранными в части стоимости.
Стоит уточнить, что многие предприятия ОСК с 2014 года находились под санкциями, поэтому программа импортозамещения развивалась. Конечно, мы попали в неприятную ситуацию в 2022 году, когда авансы, например, были выплачены, а ряд иностранных компаний отказались от своих обязательств и не захотели возвращать средства и поставлять оборудование. Пытаемся решать это, в том числе в судебном порядке.
— Астрахань принимает активное участие в развитии коридора «Север-Юг». А есть ли интерес к строительству судов на мощностях ЮЦСС от соседей, иностранных компаний?
— Вот мы сейчас RSD49, по сути, строим для иранской стороны, для их российской «дочки». Интерес к нашим верфям проявляют представители Азербайджана и Туркменистана. Кроме того, поскольку коридор «Север-Юг» развивается, у нас в этом году существенно выросли услуги по судоремонту.
— Вы сейчас активно набираете персонал на свои предприятия. Сколько людей нужно ЮЦСС? Какие это позиции и специальности?
— До конца 2023 года дополнительная потребность в кадрах на предприятиях ЮЦСС составит около 100 человек, в 2024 году — еще 700 человек. Это очень большая, особенно для Астрахани, цифра. Речь идет как об основных профессиях судостроительного производства — сборщик корпусов, сварщик, слесарь-монтажник, трубопроводчик, так и о вспомогательных рабочих, будь это стропальщики, такелажники, слесари по сборке металлоконструкций. Также мы испытываем потребность в специалистах и инженерах-технологах.
Сейчас мы делаем все, чтобы привлечь новых работников. Взаимодействуем с профильными учебными заведениями — как с вузами, так и с колледжами, центрами занятости. Каждый год на наших площадках проходят практику студенты. При этом еще в 2021 году для оперативного решения кадровых вопросов ЮЦСС получил лицензию на осуществление образовательной деятельности. За это время переподготовку и повышение квалификации прошли более 500 человек. На базе четырех школ открыты восемь инженерных судостроительных классов.
Реализуем различные социальные проекты. Например, в этом году заключили соглашение с Областным центом общественного здоровья и медицинской профилактики. Основная цель — реализация корпоративной программы укрепления здоровья на рабочих местах. Предполагается, что данная программа будет действовать три года.
Безусловно, компания заинтересована в обеспечении комфортных и безопасных условий труда, улучшении качества жизни и работы сотрудников. Мы нацелены на повышение квалификации персонала, ориентированного на профессиональный рост. Наша основная задача — создать эффективное и устойчивое предприятие, способное выполнять практически любой заказ и быть конкурентоспособным на судостроительном рынке.