Самый сложный для компаний вопрос – что считать дочерним обществом
Ведомости от 04.12.23
Власти определились с механизмом контроля за продажей валютной выручки. Экспортеры получили от Росфинмониторинга и ЦБ инструкции, как исполнять требования указа президента к возврату доходов, в частности какие раскрывать данные. Об этом «Ведомостям» рассказал знакомый с текстом инструкции источник, информацию подтвердил близкий к одной из крупнейших компаний собеседник. По словам первого собеседника, продажу выручки планируется контролировать по пяти направлениям. В частности, от экспортеров требуется:
-
Составить и утвердить с властями график продаж валюты. Обновлять расписание нужно еженедельно
-
Раскрывать план управления активами и пассивами (по сути, информацию о кредитах, изменении остатков на иностранных счетах и т. д.). Делать это нужно ежемесячно
-
Сообщать о не исполненных покупателями обязательствах по действующим контрактам
-
Определиться с тем, какие именно участники группы компаний будут продавать валюту
-
Отчитываться об исполнении плана, фактически об объемах продажи валюты
Каждое из направлений представляет собой отдельную форму отчетности, уточнил один из собеседников. Документы нужно направлять в ЦБ или Росфинмониторинг по определенным стандартам, которые утверждает в том числе Минфин, добавил он. Принципиально, что каждая форма подразумевает отчетность по группе компаний в целом, включая дочерние общества, отметил источник. Пока, по его словам, это самый сложный вопрос. В частности, не понятно, что должно считаться дочерним обществом, поскольку есть как минимум два возможных подхода – Гражданского кодекса и правоприменительной практики налоговиков. Другой собеседник согласился с тем, что на данный момент в этом вопросе нет ясности. Дело в том, что пока у Минфина формально нет полномочий разъяснять указ президента, добавил он. Как только ведомство их получит, определенность должна будет появиться, уверен источник.
По его мнению, другая сложность заключается в представлении прогнозов по продажам выручки. Зачастую сложно оценить, по какому графику и в каком объеме чисто технически можно будет реализовать валюту. Впрочем, пока в любом случае идет период двусторонней адаптации – механизм новый и для бизнеса, и для государства.
С 16 октября вступил в силу указ президента № 771, который вводит обязательство по репатриации и продаже валютной выручки для 43 групп крупнейших экспортеров. Документ не был опубликован, но согласно отдельному постановлению правительства компании должны в течение 60 дней с момента поступления средств в валюте зачислять на свои российские счета не менее 80% от объема выручки, а затем продавать на внутреннем рынке не менее 90% суммы, поступившей на счета. Минимальный объем продажи – 50% от всех внешнеторговых доходов.
Росфинмониторинг утвердил методологию и параметры мониторинга продажи валюты экспортерами, а также создал личный кабинет для работы с компаниями, рассказал директор службы Юрий Чиханчин на встрече с президентом России Владимиром Путиным 30 ноября. Для контроля за исполнением указа будет создан механизм, аналогичный действующей антиотмывочной системе, – по этому направлению уже ведется работа с 300 банками, уточнил он.
Как сообщали ранее «Ведомости», у экспортеров возник ряд сложностей с выполнением требований по продаже валюты. В частности, компаниям приходится проводить двойную конвертацию: на полученные от покупателей рубли приобретать валюту за рубежом, а затем в России вновь продавать ее за рубли, писали «Ведомости» 14 ноября. Такой «круговорот рублей» создает дополнительную финансовую нагрузку на бизнес, а также дополнительные сложности для подсанкционных компаний, которые ограничены в использовании иностранной валюты, пояснял источник, близкий к одной из крупнейших компаний.
Несмотря на сложности, в ЦБ констатировали, что указ работает. Он стал одним из факторов, позволивших рублю укрепиться сразу на 10% в октябре – ноябре, сообщила 30 ноября журналистам директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова. В октябре ЦБ зафиксировал рост чистых продаж валюты крупнейшими экспортерами на 36% к сентябрю – всего было конвертировано $12,5 млрд. В ноябре компании продали еще больше выручки, добавила Данилова, но не привела конкретных значений.
Что не так с дочерними компаниями
В постановлении правительства, которое устанавливает особенности исполнения указа президента, указано, что экспортеры должны обеспечить выполнение этого требования своими дочерними компаниями. Речь идет в том числе и о дочерних структурах, созданных по законодательству иностранных государств и расположенных за пределами России.
Механизм возврата выручки «дочками» действительно не до конца ясен, подтверждают консультанты. Например, нет разъяснения, требуется ли открывать им отдельные счета в российских банках и если нет, то могут ли они переводить выручку на российские счета своих материнских компаний, отмечает директор департамента налогов и права компании ДРТ Анастасия Матвеева. По ее словам, возникает также вопрос, будут ли нести ответственность за невыполнение указа иностранные «дочки» экспортеров, если по КоАПу они не являются субъектами правонарушения.
Опасения бизнеса могут быть связаны с новизной регулирования, а также с тем, насколько новые требования ограничивают дочерние компании в рамках их хозяйственной деятельности, полагает директор практики по оказанию услуг в области банковского и финансового права «Технологии доверия» Ксения Грицепанова. Например, не ясно, допустимы ли зачеты, фактически приводящие к неполучению выручки «дочками», иные альтернативные варианты исполнения, которые могли использоваться ими ранее.
Важно получить разъяснение регулятора о том, нужно ли дочерней компании переводить всю сумму выручки в Россию или материнская компания может продать часть, приходящуюся на иностранную «дочку», за счет собственных резервов, указывает Грицепанова. «Ответ на этот вопрос очень важен, учитывая сложности, связанные и с изъятием денежных средств из коммерческого оборота иностранных «дочек» за рубежом, и с переводом иностранной валюты в Россию», – указывает эксперт.
Между экспортерами и государством может возникнуть спор, является ли то или иное иностранное лицо дочерним обществом экспортера, считает Матвеева. По ее словам, из судебной практики видно, что фактическая возможность влиять на решения напрямую не связана с количественными показателями (50% плюс 1 акция в капитале). Определение дочернего общества по ГК не имеет предельной глубины, согласен директор департамента налогового и юридического консультирования Kept Антон Руднев. Потенциально это любое юрлицо, которое материнская компания контролирует через преобладающее участие в уставном капитале, на основании договора или с помощью иного механизма, позволяющего определять принимаемые «дочкой» решения.
По ГК общество признается дочерним, если некая компания владеет долей, достаточной для предопределения результатов голосования на общем собрании акционеров, обычно это более 50% акций (контрольный пакет), подтверждает управляющий партнер юридической компании «Бендерский и партнеры» Андрей И. При этом такие компании могут быть зарегистрированы где угодно, даже в офшорах, материнская компания совершенно не обязательно должна выступать в роли учредителя. Более того, если одна организация приобретает более 20% голосующих акций другой, т. е. вторая становится еще не дочерней, но уже зависимой, то сведения об этой сделке в обязательном порядке публикуются и передаются антимонопольному органу, указывает юрист.
Антиотмывочное законодательство
Глава Росфинмониторинга на встрече с президентом подчеркнул, что на мониторинг валютной выручки у экспортеров настроят антиотмывочную систему. Это может означать, что для контроля выполнения требований указа могут использовать те же механизмы, что и при выполнении закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, поясняет Матвеева. Например, банки будут через те же каналы взаимодействовать с Росфинмониторингом и передавать ему информацию о поступлениях валютной выручки, проверять и запрашивать документы у экспортеров, добавляет она.
За исполнением требований валютного контроля помимо ЦБ, ФАС, ФНС и ФТС обязаны следить и сами кредитные организации при проведении платежей в полном соответствии с антиотмывочным 115-ФЗ, напоминает Андрей И. Это также означает, что в отношении руководителей или должностных лиц, ответственных за соблюдение требований по реализации валютной выручки, может применяться и уголовная ответственность.
30 ноября Госдума также приняла в первом чтении проект поправок к КоАПу, в том числе вводящих административную ответственность за невыполнение требования об обязательной продаже валютной выручки. Штраф для должностных лиц предусматривается в размере от 40 000 до 50 000 руб., а для юрлиц – от 3/4 до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.