Траты на обслуживание обязательств могут превысить 8% расходов бюджета в 2025 году
Ведомости от 05.08.24
Затянувшийся период высоких ставок серьезно увеличил выплаты процентов по госдолгу в этом году и создаст для расходов бюджета стресс в следующем, прогнозируют опрошенные «Ведомостями» аналитики. 26 июля совет директоров ЦБ принял решение повысить ключевую ставку на 2 процентных пункта до 18%. На уровне 16% она держалась с декабря 2023 г.
Дополнительные годовые расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга составляют около 0,05% ВВП, или 100 млрд руб. на каждый процентный пункт роста ключевой ставки, оценивает директор группы суверенных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. С конца 2023 г. по настоящий момент ожидания рынка по размеру ставок как на этот, так и на следующий год увеличились, напомнил он.
Согласно оценкам ЦБ от 27 октября 2023 г., среднегодовая ключевая ставка в 2024 г. прогнозировалась на уровне 12,5–14,5%, а в 2025 г. – 7–9%. «...В следующем году мы вернем инфляцию к цели на уровне 4% и, соответственно, сможем начать снижать [ключевую] ставку», – заверяла председатель Банка России Эльвира Набиуллина 16 ноября прошлого года, выступая в Госдуме.
В последнем прогнозе ЦБ от 26 июля оценки были существенно повышены: до 16,9–17,4% в этом и до 14–16% в следующем году.
Рост ожиданий по уровню ключевой ставки в следующем году означает, что дополнительные расходы в 2025 г. на обслуживание долга будут выше на 0,35% ВВП, или 700 млрд руб., отметил Куликов. Непредвиденные траты, таким образом, составят около 2% всего бюджета, уточнил он.
При ожидании более низкой ключевой ставки в федеральный бюджет была заложена в целом уже приличная сумма процентных платежей и, по всей видимости, в текущем году она будет выше, отмечает эксперт ЦМАКПа Эмиль Аблаев. В условиях сохранения высоких ставок в следующем году процентные расходы могут превысить траты на образование и здравоохранение, которые в этом году оцениваются примерно в 3 трлн руб., считает он.
В законе о бюджете на 2024–2026 гг. на обслуживание госдолга было заложено 2,4 трлн руб. (1,3% ВВП) в этом году и 2,9 трлн руб. – в следующем (1,5% ВВП). Такую информацию Минфин приводил в Основных направлениях бюджетной политики на текущую трехлетку. От всей суммы расходов бюджета более чем в 37 трлн руб. обслуживание госдолга занимает 6,5%.
Весной были приняты поправки к бюджету 2024 г., информация о расходах на обслуживание долга в них не приводилась. Ожидания по объему госдолга на этот год повысились на 351 млрд до 32,9 трлн руб., из которых 26,7 трлн – внутренние заимствования. По данным Минфина на 1 июля, объем внутреннего госдолга составлял 21,5 трлн руб., внешнего – $53 млрд, или 4,5 трлн руб. по курсу 85,7 руб./$ на эту дату.
Что давит на расходы
Самая чувствительная с точки зрения процентных выплат часть госдолга – это ОФЗ с переменным купоном (ПК), или флоатеры, т. е. облигации, привязанные к уровню ставок, отметил экономист, автор Telegram-канала Spydell_finance Павел Рябов. Расходы по этой части обязательств могут вырасти на 0,7 трлн до 1,3–1,4 трлн руб. в следующем году, согласился он. Но нужно понимать, что это оценка «при прочих равных», т. е. объема процентных расходов при текущей структуре долга без учета новых размещений, поскольку планы на год не известны, уточнил он.
По данным Минфина на 1 июля, общий объем ОФЗ-ПК составлял 7,5 трлн руб., а ОФЗ с постоянным доходом (ПД) – 11,9 трлн руб.
Рост обслуживания госдолга, как правило, финансируется за счет увеличения программы заимствований, отметил главный экономист по России и СНГ Bloomberg Economics Александр Исаков. Рост ставки на 1 п. п. сверх ожиданий увеличивает необходимый план размещения госдолга примерно на 75 млрд руб. за 12 месяцев, оценил он.
Поэтому Минфину придется повысить программу заимствований на следующий год из-за роста процентных выплат, что приведет к дополнительному повышению расходов на обслуживание долга, считает Исаков. Куликов соглашается с Исаковым и прогнозирует, что доля процентных выплат составит 8% от бюджетных трат в 2025 г. А в 2026 г. расходы на обслуживание долга могут вырасти до 10% и стать одной из крупнейших категорий, допускает Исаков. Для сравнения: доля аналогичных выплат относительно расходов бюджета США составляет около 14%. При этом госдолг США превышает $35 трлн.
Планы заимствований меняются в зависимости от запросов Минфина, рыночных условий и конъюнктуры, но в целом предельный годовой объем, который поглощает рынок, оценивается в 2–2,5 трлн руб., отметил Рябов. Однако сейчас в связи с ростом ставки и снижением спроса на облигации размещения Минфина просели – ведомство не хочет размещать дорого, а рынок не хочет брать ОФЗ-ПД, пояснил он.
Но действительно, по мере рефинансирования долга и новых заимствований стоимость обслуживания долга будет повышаться, соглашается Рябов. До конца следующего года Минфин должен погасить долги на 1,7 трлн руб., из них 1,3 трлн приходится на выпуски прошлых лет по ОФЗ-ПД, что с высокой долей вероятности означает размещение облигаций с ПК для их рефинансирования.
Впрочем, не только расходы, но и доходы правительства чувствительны к уровню процентных ставок, отмечает Исаков. Около 7,6 трлн руб. временно свободных средств бюджета размещено на банковских депозитах. Рост расходов отчасти компенсируется ростом доходов, отмечает экономист. Но стоит отметить, что с учетом программ льготного кредитования обязательств по плавающей ставке намного больше, чем суммы ОФЗ-ПК, подчеркнул Исаков. В общей сложности около 19 трлн руб., оценил он. Расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга и финансирование программ льготного кредитования при повышении ключевой ставки на 1 п. п. возрастают примерно на 200 млрд руб. Такую оценку в октябре 2023 г. приводил замминистра финансов Владимир Колычев.
Более высокие процентные ставки определяют опасения относительно долгосрочной бюджетной устойчивости, считает Аблаев. По правилам Минфина признаком взвешенной политики выступает равенство между равновесной процентной ставкой и темпами роста экономики, напомнил он. Сейчас данная формула не выполняется: нейтральная ставка, по оценке ЦБ, составляет 8%, а рост ВВП за полгода – 5,4%, обратил внимание Аблаев.
В краткосрочной перспективе влияние роста ставок на сбалансированность бюджета задано особенностями действующего бюджетного правила, отмечает Исаков. Оно говорит о том, что растущие доходы правительства от высоких ставок являются ненефтегазовыми доходами и позволяют увеличить расходы на эту величину, напомнил он. Парадоксально, но в текущих условиях рост ставки на 1 п. п. генерирует для правительства порядка 90 млрд руб. дополнительных ненефтегазовых доходов за 12 месяцев, на которые повышаются расходы, приводит оценку эксперт.
В среднесрочной перспективе для Минфина опаснее ситуация, в которой Банк России, не повышая ставок, подрывает доверие к сбережению в рублях, считает Исаков. «Когда доверие к рублевым активам (в том числе госдолгу) снижается, мы наблюдаем отток капитала и рост требуемых рынком доходностей ОФЗ, что делает бюджетную конструкцию уязвимой», – отмечает экономист.