Эльвира Набиуллина заявила, что ЦБ будет учитывать изменения в мировой торговле при принятии решения о ставке
Банк России будет учитывать при принятии решения о ключевой ставке «тектонические изменения в мировой торговле», вызванные новыми взаимными пошлинами. Об этом заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе отчета о работе регулятора в Госдуме. Торговые конфликты «разворачиваются у нас на глазах», указала Набиуллина. «Пока очень сложно судить о том, куда они приведут и мировую экономику и как отразятся на России. Это новый значительный риск, который мы должны учитывать», – подчеркнула глава ЦБ.
По ее словам, к снижению ключевой ставки Банк России будет подходить «осторожно». Нужно убедиться, что нынешнее замедление темпа роста цен устойчиво, отметила Набиуллина. Инфляция в России с 1 по 7 апреля составила 0,16% после 0,20% с 25 по 31 марта, следует из свежих данных Росстата. В годовом выражении, по оценке Минэка, инфляция на 7 апреля составила 10,28%. Данные о ценах за март Росстат опубликует 11 апреля.
ЦБ третий раз подряд сохранил ставку на уровне 21% на заседании в марте. Характер текущей инфляции требует длительного периода поддержания жестких денежно-кредитных условий, говорила глава ЦБ в ходе пресс-конференции. «Мы находимся в зоне повышенной неопределенности, связанной в том числе с внешними условиями», – отмечала Набиуллина. Следующее заседание совета директоров по ключевой ставке запланировано на 25 апреля. Согласно среднесрочному прогнозу ЦБ, обновленному в феврале, ключевая ставка в 2025 г. составит 19–22%.
Опасения, что высокая ключевая ставка подорвет экономику России, не оправдались, подчеркнула Набиуллина. «Хотя с 2023 г. звучат опасения, что повышение ключевой ставки подорвет экономический рост, приведет к рецессии, к стагфляции, к массовым банкротствам и далее по списку, до сих пор эти опасения не подтвердились», – сказала глава ЦБ. ВВП вырос в 2024 г. на 4,1%, как и в предшествующем году. Инвестиции в основной капитал увеличились на 7,4%.
Тарифные войны
ЦБ анализирует возможное влияние тарифных войн на российскую экономику, говорила Набиуллина накануне в ходе встречи с фракцией КПРФ. Основной канал влияния может быть через снижение цен на нефть, добавила она. «Если такие тарифные войны – а мы видим их эскалацию – будут дальше продолжаться, то это обычно приводит к снижению мировой торговли, мировой экономики и, возможно, и спроса на наши энергоносители. Здесь риски есть, но надо будет смотреть, как ситуация будет развиваться, она пока в самом начале», – подчеркивала глава ЦБ (цитата по «Интерфаксу»).
Американский президент Дональд Трамп 3 апреля объявил о введении самых масштабных за последние 100 лет пошлин в отношении импорта практически всех стран. Базовая ставка составит 10%, для отдельных государств и регионов введены пошлины, которые рассчитаны на основе торгового дефицита. После этого ряд стран объявили о введении ответных мер. Например, в результате введения взаимных тарифов, в США пошлина для китайских товаров составит 125%, а для американских в КНР – 84%. Для ЕС ставка составила 20%, в то же время 9 апреля Евросоюз объявил о введении тарифов в отношении американского импорта в диапазоне от 10 до 25%. Изначально США планировали с помощью тарифов компенсировать торговый дефицит в $1,2 трлн. На фоне тарифной войны ряд институтов (Goldman Sachs, JPMorgan) повысили вероятность рецессии в США. Аналитики Morgan Stanley понизили прогноз экономического роста США в текущем и следующем годах и ожидают резкого увеличения инфляции в результате тарифной политики Трампа.
По словам Набиуллиной, ЦБ всегда готовится к такого рода рискам – в частности, в основных направлениях денежно-кредитной политики показывает рисковый сценарий и свои действия при его реализации. Такой вариант развития экономики связан с возможными торговыми войнами и падением цен на нефть, добавила она. Согласно сценарию, описанному в стратегическом документе регулятора в августе 2024 г., глобальный кризис может привести к падению мирового спроса, снижению цен на нефть, усилению санкционного давления на Россию, а также исчерпанию ФНБ в 2025 г. В этом варианте ЦБ прогнозировал падение ВВП на 3–4% в 2025 г. и на 1–2% в 2026 г. Кроме того, он предполагал ускорение инфляции до 13–15%, а также повышение ставки до 22%. По мере того, как нефть будет дешеветь, регулятор не исключал пересмотра бюджетного правила, где базовая цена на нефть будет составлять $40 за баррель вместо нынешних $60.
Риски для России
Для России последствиями резкого роста барьеров в мировой торговле станут вероятное снижение спроса на экспортируемые сырьевые товары, а значит, потенциальный недобор нефтегазовых доходов бюджета, риски ослабления рубля, прогнозирует директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Рост локальных цен возможен за счет прямого или косвенного переноса глобальной инфляции.
Вероятное ослабление курса рубля и снижение цен на нефть могут оказать проинфляционное влияние, согласна главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Она поясняет, что сокращение нефтегазовых доходов будет увеличивать дефицит бюджета и создавать необходимость его финансировать. Недобор нефтегазовых доходов, а также актуализация расходов федерального бюджета (например, в части процентных расходов) суммарно могут увеличить дефицит по итогам года примерно до 1,5% ВВП, в стресс-сценариях возможны и более существенные бюджетные маневры, предупреждает Куликов.
Текущая версия тарифов между США и Китаем выглядит запретительной, если их оставят в неизменном виде, то возможна глобальная рецессия, считает главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец. Россия в этом сценарии пострадает из-за низких сырьевых цен и падения поставок. Это создает рецессионные риски и для России на фоне охлаждения экономики из-за жесткой политики ЦБ, говорит Донец. Эксперт добавляет, что при низких ценах на нефть неизбежно и ослабление рубля.
Более вероятной Донец считает корректировку тарифов – в этом случае они затронут лишь группы товаров, а ставка пошлины будет ниже. Донец считает, что при таком варианте рост ВВП России составит чуть меньше 1% за год, рубль вернется в интервал 100–105 руб./$, также вероятно снижение процентных ставок и ужесточение бюджетной экономии.
Плюсы для России
В базовом сценарии товары дружественных стран станут активнее поступать на российский рынок из-за торговых ограничений со стороны США, считает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Например, Китай может сократить экспорт товаров в США и перенаправить товарные потоки на российский рынок. В условиях крепкого рубля приток китайских товаров будет сдерживающим фактором для инфляции, в этом случае у Банка России будут основания рассмотреть снижение ставки, говорит Климанов. Орлова и Донец согласны, что приток китайского импорта может оказать дефляционное влияние.
Действия ЦБ будут зависеть от политики расходов бюджета, регулятору придется серьезно оценивать инфляционные риски, говорит Орлова. Возросшие угрозы реализации стресс-сценариев увеличивают вероятность более активной монетарной политики, считает Куликов. Он поясняет, что в зависимости от типа реализовавшихся рисков можно представить себе как более быстрое (чем консенсус-прогноз) снижение ключевой ставки в 2025 г., так и краткосрочный рост до более высоких значений.
Так как ставки уже рекордно высокие, ЦБ может рассмотреть контрциклическую политику, чтобы поддержать экономику в случае торможения, резюмирует Донец.
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/04/10/1103446-eksperti-otsenili-vliyanie-tarifnoi-voini-na-inflyatsiyu?from=copy_text