Экономисты предложили меры стоимостью 4,4 трлн рублей для улучшения демографии
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Экономисты предложили меры стоимостью 4,4 трлн рублей для улучшения демографии

Экономисты предложили меры стоимостью 4,4 трлн рублей для улучшения демографии

Это позволит выполнить цель президента по увеличению суммарного коэффициента рождаемости

Эксперты разработали дорожную карту для достижения целей по суммарному коэффициенту рождаемости (СКР, характеризует среднее количество детей, которых может родить одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода). Общая стоимость предложенных мер составила 4,4 трлн руб. в год (2,2% ВВП), говорится в исследовании «Агент-ориентированное моделирование для оценки достижимости целей демографической политики» (есть у «Ведомостей»). Его подготовили директор Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) Альберт Бахтизин и председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина совместно с научным руководителем ЦЭМИ РАН, президентом РЭШ Валерием Макаровым и другими авторами. Публикация статьи планируется в журнале МИР («Модернизация. Инновации. Развитие») и «Вестнике Российской академии наук», сообщил Бахтизин.

Президент России Владимир Путин поручил повысить СКР до 1,6 к 2030 г. и до 1,8 к 2036 г., следует из указа «О национальных целях развития Российской Федерации». В прошлом году показатель составил 1,4, следует из данных Росстата. СКР демонстрирует тенденцию к снижению с 2015 г. – тогда он составлял 1,78. Авторы исследования считают, что система мер по достижению целей на данный момент «остается фрагментарной, часто не подкреплена количественными расчетами, практически отсутствует практика сценарного моделирования последствий принимаемых управленческих мер и в этой связи она не позволяет достичь устойчивых результатов».

Какие меры предлагают эксперты

Наиболее затратны в предложениях экспертов – прямые выплаты, они потребуют около 1,8 трлн руб. ежегодно и дадут прирост СКР на 0,07. В их числе материнский капитал, увеличенный на 75–100% и возрастающий в прогрессии в зависимости от количества детей (т. е. при рождении третьего ребенка сумма больше, чем при рождении второго). А также стабильные ежемесячные пособия, индексируемые с учетом роста цен на базовый потребительский набор и возрастающие в прогрессии в зависимости от количества детей, т. е. безусловный базовый доход для многодетных матерей.

Авторы доклада считают необходимым расширить программу льготной ипотеки на молодые семьи, пока еще не имеющие детей, а также предусмотреть возможность полного погашения ипотечного долга при рождении третьего или четвертого ребенка. Также они предлагают дополнить действующий механизм льготной ипотеки другими мерами по обеспечению жильем – например, передавать в бессрочное пользование нереализованную недвижимость многодетным семьям с правом последующего льготного выкупа. Эти инициативы потребуют порядка 900 млрд руб. в год и увеличат СКР на 0,04. Меры требуют значительных бюджетных затрат – это делает их менее эффективными по соотношению «затраты – результат», чем, например, программы поддержки занятости матерей или прямые выплаты многодетным семьям, поясняет Бахтизин. Субсидирование должно быть частью комплексного подхода – с акцентом не только на доступ к кредиту, но и на устойчивость условий жизни после рождения ребенка, говорит он.

Экономисты также предлагают ряд менее затратных мер, таких как поддержка работающих матерей, пропаганда семейных ценностей или развитие инфраструктуры для ухода за детьми (ясли, детсады), они должны принести 0,07 суммарно к уровню СКР при существенно меньших бюджетных затратах (около 900 млрд руб. на все три направления). В числе других инициатив – расширение льгот для многодетных, в том числе снижение налогов и расширение бесплатного образования (высшего и дополнительного), это потребует 600 млрд руб. в год. Еще одно возможное направление – развитие программ репродуктивной медицины (200 млрд руб.). Обе группы мер прибавят по 0,01 к СКР.

Методология расчетов

Авторы использовали для расчетов агент-ориентированную модель, которая отражает демографическую систему России и позволяет проследить реакцию отдельных людей на меры политики, смоделировать поведение различных групп с учетом мотивации, рисков и имеющейся социальной инфраструктуры. Модель имитирует поведение миллионов агентов-жителей, каждый из которых имеет индивидуальные характеристики (возраст, пол, доход, мотивация к деторождению, доступ к инфраструктуре и проч.) и принимает решение о рождении ребенка на основе вероятностных правил, зависящих от социально-экономической среды и мер государственной политики, пояснил Бахтизин.

При расчетах был задан комплекс мер (жилищные, финансовые, инфраструктурные, ценностные трансформации и др.) и соответствующие модули политики в модели. В сценариях моделировались поведенческие реакции агентов на эти меры – через изменение мотивации, доступности ресурсов, барьеров к деторождению. Далее запускалась симуляция на пять и 11 лет с пошаговым обновлением популяции, семейной структуры и статистики СКР. Верификацию проводили через сопоставление модели с историческими данными, например приростом СКР в 2007–2015 гг. на фоне внедрения материнского капитала.

Анализ показывает, что для устойчивого повышения рождаемости необходимо сочетание масштабных финансовых программ с относительно недорогими мерами, объясняют авторы. По их словам, такой комплексный подход позволяет не только повысить эффективность вложений, но и увеличить мотивацию к деторождению без чрезмерной фискальной нагрузки в долгосрочной перспективе.

«Для достижения СКР значения 1,8 к 2036 г. нужно не только закрепить данные меры, но и усилить их, поскольку в противном случае сработает «эффект насыщения», что со временем снизит их эффективность», – отмечают ученые.

«Ведомости» направили запрос в Минтруд.

Текущие тренды

Авторы указывают на ряд негативных тенденций в российской демографии. Рождаемость вторых детей снизилась на 30% из-за переноса материнского капитала на первого ребенка, полагают они. При этом материнский капитал за пять лет без поправки на инфляцию вырос в 1,84 раза, а стоимость жилья на первичном рынке в среднем по России – в 2,72 раза. То есть доступность жилья снизилась в 1,5 раза, отмечают авторы статьи. Они также указывают, что жизненные циклы современного человека сместились минимум на 10 лет. Например, в России за последние 20 лет средний возраст матери при рождении первого ребенка увеличился на пять лет.

В результате количество жителей в России за 2024 г. сократилось примерно на 0,08% (или 116 800 человек) и на 1 января составило 146,028 млн человек. При этом естественная убыль населения за прошедший год приблизительно составляет 595 000 человек, что означает замещение коренного населения примерно на 478 000 человек, отмечают авторы исследования.

Эффективны ли предложения

Повышение суммы материнского капитала при рождении второго ребенка и введение выплат при рождении третьего и последующих детей действительно могут повысить СКР, так как выплаты позволят семьям не откладывать рождение на долгий срок и не отказываться от него в целом, считает старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Елена Чурилова. «То, что у многочисленных поколений второй половины 1980-х гг. еще подходящий возраст для рождения детей, позволит какой-то части реализовать отложенные рождения», – допускает Чурилова. При этом она отмечает, что повышение суммы материнского капитала на первого ребенка не приведет к повышению СКР и на более раннее рождение первого ребенка оно не способно повлиять.

Повышение материнского капитала на 75–100% не даст серьезного результата, поскольку даже его увеличение не позволяет решить основную проблему для семей – купить квартиру, уверен профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Он напоминает, что стоимость жилья растет более высокими темпами, в 2025 г., по нормативу Минстроя, средняя стоимость квадратного метра уже составляет 113 000 руб., что эквивалентно 6,5 кв. м по нынешней стоимости материнского капитала или 12 кв. м за счет маткапитала, увеличенного на 75%. При этом норматив на семью из трех человек составляет более 40 кв. м, сообщает Сафонов. При невысоких зарплатах участие семей в ипотечных программах создает риски реальной бедности, когда после вычета ипотечных платежей в семейном бюджете останется сумма, которая позволит обеспечить только минимальное потребление, предупреждает Сафонов.

Какие меры уже действуют

Сейчас в России уже действует программа материнского капитала, с 1 февраля 2025 г. его проиндексировали на 7,3%. Размер выплат составляет на первого ребенка – 690 266 руб., на второго ребенка – 221 895 руб. (или 912 162 руб., если не получена выплата за первого). Также государство продлило льготную программу семейной ипотеки под 6% годовых до 2030 г. Она доступна семьям с детьми в возрасте до шести лет, а также семьям, в которых воспитывают несовершеннолетнего ребенка с инвалидностью. В России семейная ипотека уже охватила более 1 млн семей с 2018 г. и ее вклад в прирост рождаемости за весь период оценивается в 0,03–0,05 пункта СКР, сообщает Бахтизин. С 2026 г. в России заработает семейная налоговая выплата: уплаченный в 2025 г. налог на доходы физлиц пересчитают по ставке 6%, разницу вернут многодетным родителям с невысокими доходами. Новая выплата должна будет охватить 4,2 млн семей, в которых воспитывают 10,9 млн детей, сообщили ранее в Минтруде.

Строительство яслей и детских садов, а также расширение льготной ипотеки стоит рассматривать как меры, которые будут иметь минимальный эффект на СКР, но повысят качество жизни и позволят создать условия для реализации желаемого числа рождений, считает Чурилова. Она уверена, что для льготной ипотеки не должно быть ограничений по возрасту родителей. При этом иногда целесообразнее выдавать семьям субсидии на частный уход, а не вкладываться в дорогостоящее капитальное строительство детских садов, отмечает Сафонов. Пропаганда семейных ценностей даст эффект в долгосрочной перспективе, для этого необходимо создание привлекательного образа благополучной многодетной семьи, закрепление мнения о том, что дети не являются помехой для самореализации родителей и построения карьеры, говорит Чурилова.

Сафонов считает, что расчеты авторов исследования носят усредненный характер и не учитывают темпы роста инфляции в строительной отрасли и ресурсные, в том числе кадровые, возможности. Намного эффективнее заниматься, во-первых, предоставлением бесплатного муниципального жилья и образовательных сертификатов, во-вторых, выдавать субсидии на частный уход, в-третьих, развивать бесплатное лекарственное обеспечение с целью снижения смертности, уверен Сафонов. Частью комплекса демографических мер могло бы стать введение так называемой «премии за скорость», т. е. поощрение дополнительными выплатами или льготами рождения второго и третьего ребенка с небольшим интервалом от 1,5 до 3 лет между рождениями, чтобы реализация репродуктивных планов не растягивалась на долгие годы, добавляет Чурилова.

Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/06/25/1119815-ekonomisti-predlozhili-meri-dlya-uluchsheniya-demografii?from=copy_text

Анекдот от профсоюза

- Я ведь почему была такой недоступной? Я ж думала, у тебя денег нет.