ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Инфраструктурные проекты как двигатель развития России
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Инфраструктурные проекты как двигатель развития России

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Инфраструктурные проекты как двигатель развития России

Инструмент ГЧП остается недоиспользованным из-за зарегулированности и специфичных требований к подготовке проектов

Ведомости от 07.10.24

Главным результатом всех национальных программ должно быть изменение жизни людей к лучшему, говорил президент России Владимир Путин. В мае он подписал новый «майский указ». Программа «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.» включает семь ключевых целей, которые, хотя и рассматриваются отдельно, связаны между собой.

«Взаимоувязанность», пожалуй, один из важнейших элементов в новом, уже третьем поколении документа. Впервые майские указы были подписаны 7 мая 2012 г. сразу после вступления Владимира Путина в должность на новый срок. Тогда была поставлена цель выполнить 218 поручений до 2020 г., в итоге результат оказался разрозненным и варьировался от 65 до 110% в зависимости от направления работы.

В 2018 г. был подписан новый пакет, который пришлось обновлять с учетом пандемии. В обоих случаях указы были независимы друг от друга и потому выполнялись фрагментарно. Нынешняя программа составлена как домино – выполнение одной цели так или иначе увязано на достижении других. И одна из них – стратегия пространственного развития страны на период до 2030-го.

Внимание к инфраструктуре предсказуемо. Это основа экономического роста и социального благополучия. Например, потребности только азиатских стран в инфраструктуре оцениваются более чем в $1,7 трлн в год до 2030 г. При этом, как отмечает Азиатский банк развития, «существует огромный разрыв между требуемым финансированием и тем, что правительства могут позволить себе заплатить из собственных бюджетов. И этот дефицит наряду со небольшой емкостью рынков ряда стран, неразвитой средой, плохой подготовкой проектов сдерживает экономический рост в регионе». Поэтому так важно участие частного капитала в рамках государственно-частного партнерства.

Основная идея ГЧП состоит в том, чтобы объединить сильные стороны обеих сторон: государство предоставляет доступ к земле, инфраструктуре и льготному финансированию, что особенно важно в условиях дорогих денег, а частные компании внедряют инновационные технологии, управляют проектами и привлекают инвестиции. Для оценки эффективности тех или иных проектов глобальная практика государственно-частного партнерства и гарантий выработала механизм, включающий 36 параметров по восьми ключевым направлениям, таким как стратегическая устойчивость, фискальная доступность, вовлеченность со стороны государства и т. д., которые позволяют оценить эффективность и жизнеспособность тех или иных проектов.

В Китае к ним, например, можно отнести мост Гонконг – Чжухай – Макао. Это система протяженностью 55 км стоила $18,8 млрд, а ее строительство завершилось в 2018 г. Она соединяет Гонконг, Макао и материковый Китай. Хотя проект в основном финансировался государством, частные компании активно участвовали в строительстве и продолжают играть важную роль в эксплуатации. Благодаря ему было создано множество рабочих мест и простимулировано развитие смежных отраслей, вроде туризма и логистики. Всего же в Китае с начала 2000-х было реализовано более 15 000 проектов ГЧП с суммарной инвестицией около $3 трлн, что сравнимо с 80 годовыми бюджетами Египта за 2022–2023 финансовый год.

В Индии проекты ГЧП инфраструктурного характера, которые являются «экономически желательными, но коммерчески нежизнеспособными», могут претендовать на госфинансирование до 60% от общей стоимости проекта для таких сфер, как водоснабжение, очистка сточных вод, управление твердыми отходами, и до 80% от общей стоимости проекта для пилотных или демонстрационных проектов в секторах здравоохранения и образования. Всего в стране насчитывается порядка 1800 проектов государственно-частного партнерства, абсолютное большинство которых так или иначе связано со строительством. В 2023 г. правительство Индии заявило, что планирует реализовать дорожные проекты общей стоимостью более 2 трлн рупий ($24,08 млрд) по классической концессионной схеме «строительство – управление – передача».

В России также сегодня уделяется особое внимание развитию инфраструктуры. В 2025 г. планируется резко нарастить расходы в этой сфере за счет удвоения расходов на ЖКХ (+919 млрд руб.) и роста в 1,9 раза расходов на охрану окружающей среды (+436 млрд млрд).

Интересно, что у нас в стране, несмотря на то что государство во многом задает направление развития и активно привлекает инвесторов к ГЧП-проектам, важность частной инициативы зачастую оказывается выше, чем во многих странах Глобального Юга. Отчасти это может быть связано с позицией президента, который неоднократно подчеркивал, что одним из принципов успешного развития является предпринимательская инициатива. «Каждая частная инициатива, направленная на пользу России, должна получить максимальную поддержку и пространство для реализации», – говорил он.

Сейчас заметное количество частных усилий сконцентрировано вокруг городской среды. Например, строительство города-спутника «Сберсити» в Подмосковье, который реализуется с участием ПАО «Сбербанк» (больше 1,75 млн частных акционеров). «Сберсити» – это проект умного города с комплексным подходом к внедрению инновационных технологий и созданию комфортной городской среды. Проект отличается использованием энергосберегающих решений, таких как солнечные панели на фасадах зданий и система умного учета потребления ресурсов, что позволит существенно снизить коммунальные расходы жителей. Особое внимание уделяется экологичности: треть территории отведена под зеленые зоны, а уникальная система вакуумного сбора и сортировки мусора исключит наличие открытых контейнеров и мусоровозов на улицах. Инфраструктура «Сберсити» спроектирована с учетом принципа шаговой доступности, что обеспечивает высокий уровень комфорта для жителей. Инвестиции в проект оцениваются в 200 млрд руб. В городе будет проживать более 65 000 жителей, а работать – более 70 000 человек. При этом около 25 000 работающих составят сотрудники экосистемы «Сбера».

В 2023 г. сеть DNS начала проект своего города во Владивостоке. «DNS девелопмент» планирует построить 650 000 кв. м (примерно 91 футбольное поле) комфортабельного жилья с высоким уровнем благоустройства. Проект «DNS сити» задуман как полноценный мини-город со всеми необходимыми для жизни и работы условиями, что позволит жителям получить доступ ко всем необходимым услугам, не покидая территорию. Инвестиции в него составят более 50 млрд руб.

Другим интересным примером частной инвестиции в инфраструктуру может послужить проект Тихоокеанской железной дороги, которая соединит Эльгинское месторождение в Якутии с портом Эльга в Хабаровском крае. Всего же, по разным оценкам, в ближайшие 10 лет суммарная потребность вложений в инфраструктуру в России составит до 30 трлн руб. Для сравнения: за весь 2023 год было заключено 326 соглашений ГЧП общим объемом инвестиций 955 млрд руб., из которых частные инвестиции составили 620 млрд руб.

В этих условиях очевидно, что инструмент ГЧП остается недоиспользованным в том числе за счет зарегулированности, специфичных требований к подготовке проектов и в целом довольно осторожного отношения к подобным проектам со стороны бизнеса.

При этом успешная реализация инфраструктурных проектов, по разным оценкам, позволит создать до 400 000 рабочих мест и улучшить качество жизни для 70–80 млн человек. Это откроет новые возможности для экономического роста и повышения благосостояния страны. Словом, всего того, что перечислено в новом «майском указе». И если уделить ГЧП и частным инициативам особое внимание и позволить развиваться, то есть шанс, что в этот раз он будет выполнен полностью.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…